Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Люди не в состоянии изменить свою природу» — Юм (ЕГЭ обществознание)

Что из себя представляет человек? Этот вопрос имеет множество ответов: от лаконичного определения «политическое животное» Аристотеля до комплексных рассуждений Шеллера и его последователей. Каждый мыслитель дает отличные друг от друга определения слова «человек». На эту тему также рассуждает Дэвид Юм. В своем высказывании он поднимает проблему сущности человека. По его мнению, он является существом, сочетающим биологическое и социальное, это и есть его неизменная «природа». Для доказательства правоты Юма рассмотрим некоторые тезисы, а именно: понятие человека, связь биологического и социального в нем, его потребности.

Перейдем к теоретическим положениям. Что такое человек? Это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью сознанием и самосознанием и способностью к абстрактному мышлению, творческой деятельности, являющееся субъектом общественной жизни. Оно совмещает в себе биологические начала, такие как темперамент, анатомо-физические особенности, биологические потребности и инстинкты, и социальные черты, то есть, мышление, сознание, способность к целенаправленной деятельности, речь, социальные и духовные потребности.

Безусловно, они взаимосвязаны. В чем это проявляется? Рассмотрим некоторые связи. Во-первых, биологическое в человеке влияет на его поведение в обществе. Болезни, инстинкты, темперамент проявляются в поступках людей и их речи, к примеру, сангвиники энергичны в действии, обычно быстро общаются. Во-вторых, биологические потребности удовлетворяются в социальных формах. Для этого используются орудия труда, социальные связи, группы, институты, организации. Человек не будет голыми руками убивать животное или сражаться с ним чтобы утолить голод. Скорее всего, для этого он целенаправленно пойдет в магазин со списком продуктов и купит их. В-третьих, природные задатки влияют на характер деятельности человека. Он осознанно развивает их в обществе до способностей и использует для достижения каких-либо результатов. В итоге, на социальную активность людей оказывают влияние биологические факторы, что доказывает неизменность биосоциальной сущности человека.

В качестве примера следует привести героя книги «Цветы для Элджернона» Чарли. Он является слабоумным — на начало повествования его IQ составлял около 70. Он рассеян — однажды уронил поднос с булочками, ему тяжело учиться — одну страницу в книге он может перечитывать несколько раз, чтобы вникнуть в смысл. Один раз Чарли пытались научить делать булочки, но с этим он не справился — он забывал все инструкции. Этот пример иллюстрирует влияние врожденной особенности юноши на его деятельность. Таким образом, неотъемлемые биологические черты связаны с социальным в человеке и проявляются в процессе его жизни в обществе.

Социальная сторона человека проявляется в способности к деятельности — активному преобразованию мира, главным мотивом которой являются потребности — нужды индивида в том, что составляет основу его жизни. Их особенностью является то, что они постоянно возобновляются, их нельзя удовлетворить раз и навсегда. В соответствии с пирамидой Маслоу они бывают первичными, составляющими основу жизни и вторичными, возникающими в процессе жизни в обществе. Первичные потребности являются проявлением биологического в человеке, расположены в основании пирамиды. К ним относятся биологические нужды в еде, воде и экзистенциальные в безопасности и сохранности. Вторичные потребности отражают социальную сущность человека и могут быть удовлетворены только в обществе. К ним относят социальная нужда в общении, духовная в познании мира и желание самореализоваться. Получается, человек обладает разными потребностями, как биологически, так и социально обусловленными. Это связано с тем, что он сочетает эти два разных начала, ни одно из которых не может исчезнуть.

Приведём в пример известного писателя Льва Толстого. Он записывал в дневники большинство своих действий. Так, он рассказывает про ужины с Тургеневым и про их переписки, творческие ссоры. Это доказывает удовлетворение им биологической и социальной потребности. Также, во время написания романа «Война и мир» он говорит про изучение трудов Михайловского-Данилевского и Дюмы, про поездку в Бородино, где он собирал данные для описания сцены войны. Это указывает на удовлетворение им духовной потребности. Можно сделать вывод, что он был человеком, ибо имел как биологически, так и социально обусловленные нужды. Таким образом, наличие разных потребностей является сущностной характеристикой человека и свидетельствует о нем, как о существе, сочетающем биологическое и социальное.

Подводя итог, следует отметить, что в современном мире появились возможности изменения природных особенностей людей. Развивается медицина, способная вылечить хронические заболевания. Появилась возможность изменить пол и иных анатомо-физиологические характеристики. Но несмотря на это, человек до сих пор остается биосоциальным существом — у него то же строение органов, те же принципы функционирования организма, так же есть разум и сознание, с помощью которых он осуществляет свою деятельность. Это еще раз подтверждает правоту Юма: сущность людей нельзя изменить. Они были, есть и будут субъектами, в которых сочетается биологическое и социальное.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.