Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




По цитате Филдинга: «Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства» пример (ЕГЭ обществознание)

Смысл данного высказывания состоит в том, что зачастую законодательная система государства несовершенна, она может иметь пробелы в различных вопросах (попросту не освещать их), и именно тогда на помощь приходят другие социальные регуляторы, например, такие как совесть.

Итак, обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Для начала необходимо понять, что такое социальный контроль, ведь именно с помощью него государство управляет обществом. Итак, социальный контроль — это совокупность методов и средств, которые направлены на предотвращение отклоняющегося

поведения и обеспечивают выполнение индивида своих ролевых требований. Различают несколько видов социального контроля, но в данном случае нас больше всего интересуют правовые нормы и совесть. Если правовые нормы это общеобязательные правила, которые закреплены письменно, в чёткой форме, государством и поддерживаются силой государственного принуждения, то совесть — это механизм саморегуляции, то есть это личное осознание индивидом своих обязанностей, долга, его способность

самостоятельно оценивать и направлять своё поведение.

В жизни часто бывает, что эти два понятия дополняют друг друга, то есть в тех ситуациях, где закон не действует, роль контроля переходит к совести и наоборот. Докажем это примерами.

В качестве первого аргумента я хочу взять книгу Харпера Ли «Убить пересмешника». В ней американский адвокат Аттикус Финч берётся за дело темнокожего человека Тома Робинсона, которого обвиняют в изнасиловании белой женщины. И, казалось бы, даже закон находится не на стороне обвиняемого и его адвоката, но совесть мистера Робинсона не позволила ему согласиться с мнением большинства людей, он просто не мог допустить несправедливости по отношению к своему подопечному, поскольку прекрасно понимал, что его посадят не потому что он действительно совершил преступление, а просто потому, что он

темнокожий, а значит — заведомо преступник. И так Том Робинсон пройдя через общественное осуждение, травлю со стороны людей на него и его семью смог доказать невиновность Аттикуса Финча и обеспечить ему нормальную жизнь. В данном примере мы видим, что несовершенства законодательства страны были

компенсированы человеческим неравнодушием, что внутренний регулятор, сработавший у адвоката, позволил ему не только разрешить конфликт, но и заставить других людей задуматься о правильности своих действий, об эффективности и гуманности закона, и о многих других вещах.

Свой второй аргумент я приведу из материалов СМИ. Несколько лет назад новостные сводки пестрели подробностями о деле серийного убийцы Андрея Чикатило. Несмотря на то, что он был учителем (что предполагало довольно высокую степень саморегуляции, психической стабильности), Чикатило всячески

измывался над своими жертвами, большинство из которых были ещё детьми. То есть у человека не было осознания того, что совершаемое им — неправильно, жестоко и просто ужасно. Зов совести был заглушен

или вовсе отсутствовал, однако закон продолжал действовать. Даже при отсутствии у Чикатило внутреннего самоконтроля, внешний контроль был обеспечен правовыми нормами. Это означает, что в независимости от того, как сам человек оценивает свои действия (поведение), нарушения законодательства всегда будут караться. В данном случае Андрей Чикатило совершил уголовное преступление (и неоднократно), поэтому он будет нести наказание согласно установленным нормам уголовного права. В итоге можно сделать такой вывод, что не всегда какие-то моральные нормы могут служить дополнением правовых норм, но также и правовые нормы могут восполнить недостатки саморегуляции, то есть важно понимать, что два этих компонента взаимосвязаны и могут действовать в обоих направлениях.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, действительно, законы совести могут восполнить упущения законодательства, но и они могут быть несовершенны. Поэтому наилучший результат в регулировании общественных отношений достигается путём взаимодействия этих двух видов социальных норм.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.