Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Обличение крепостничества в поэме «Мёртвые души» (Гоголь Н. В.)


Поэма "Мёртвые души" занимает огромное место в творчестве писателя. В нём автор изобразил Российскую жизнь такой, какая она есть на самом деле, обличив пороки русского общества, в том числе и крепостничества.

Введение в поэму героя Чичикова, путешествующего скупщика мёртвых душ, помогает автору описывать явления и места, в которые заезжает герой и даёт почву для лирических размышлений, касающихся жизни помещиков и крестьян.

В течении всего произведения заметно, что одним из самых распространённых пороков у крестьян является пьянство.

В рассказе о жизни Манилова, в диалоге, когда крепостной мужик попросил разрешения отлучиться на работу, а на самом деле хотел пойти пьянствовать, видно что ради того, чтобы выпить и погулять мужик готов солгать своему барину.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Казалось бы, что ничего удивительного нет в том, что люди безхозяйственного Манилова — пьяницы, но позднее выясняется, что напиться любит и Селифан, кучер аккуратного Чичикова, любящего во всём порядок. Это выяснятся в эпизоде, когда Чичиков едет к Собакевичу и обнаруживает, что кучер свернул с дороги. Чичиков сказал Селифану, что он пьян. Крепостной оправдал пьянство тем, что поговорил с хорошим человеком и даже не испугался наказания от барина. Из данного эпизда следует, что если русский крепостной захочет напиться, он сделает это не задумавшись о последствиях.

Таким образом, пьянство было очень распространенно у простых людей. Это свидетельствует о том, что представители данного сословия, привыкшие много работать физическим трудом, были совсем не развиты в духовном плане. Поэтому разгульный образ жизни и пьянство они считали единственным доступным для них способом развлечения и отдыха от тяжёлой физической работы.

Из-за непросвещённости и отсутствия воспитания крестьяне были нечистоплотны и неграмотны. Например, из-за неграмотности малолетняя служанка Коробочки не знала где право, где лево. Служанка Плюшкина Мавра и вовсе призналась, что грамоты не знает. А Петрушка имел неприятный запах и был так воспитан, что не считал нужным мыться.

Но самой большой проблемой крепостничества была глупость, наивность и рабское отношение к себе. Жизнь крестьян целиком зависела от помещика. Например, крестьяне Собакевича жили хорошо и ни в чём не нуждались, потому что Собакевич был хозяйственным и трудолюбивым помещиком. В то время как у Плюшкина условия для жизни крестьян были нечеловеческие: "ветхость на деревенских строениях", "многие крыши сквозили, как решето", "Окна в избёнках были без стекол", балкончики "покосились и почернели".Из описания домов видно, что люди жили семьями в ветхих, ненадёжных постройках и ничего не могли и не старались изменить. Присутствует важная деталь: "У Плюшкина для дворни, сколько ни было её в доме, были одни сапоги". Из приведённой цитаты видно, что все крепостные носили одни и те же сапоги, а по улице ходили босиком. Это унижение личности, но крестьяне его терпели. Также Плюшкин постоянно подозревал крестьян в воровстве, даже если это было неправдой. Судя по молчанию Плюшкина и по ответу Мавры на очередную клевету барина: "Всегда понапраслиной попрекаете", видно, что крестьяне считали такое поведение барина обычным явлением и ничего не старались предпринять. Рабская покорность прослеживается в речи Селифана: "коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь, коли за дело, на то воля господская". Высечь человека, значит унизить его. То есть Селифан не противится, чтобы его унизил такой же по сути человек, как и он. Это свидетельствует о том, что Селифан, подобно большинству представителей своего сословия, не видит в себе самостоятельную личность, имеющую своё собственное мнение.

При этом автор упоминает, что не всё было потеряно в этих людях. В диалоге с Собакевичем о продаже мёртвых душ хозяин постоянно расхваливал крестьян за их заслуги при жизни: восхищался работами каретника Михеева: "прочность такая, сам и обобьёт, и лаком покроет!", восхищался силой плотника Пробки Степана: "Ведь что за силища была!", восхищался талантами многих других крестьян. Из этого можно сделать вывод, что крестьяне были смекалистыми, трудолюбивыми работниками, знающими своё дело.

Таким образом, из-за многолетнего крепостного режима непросвещённость, ограниченность знаний и рабская психология стала незаменимой частью разума крестьян.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id99377




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:39:29
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение