Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Души мертвые в поэме «Мёртвые души» образы помещиков (Гоголь Н. В.)


Гоголь, с самого начала поставил себе если не невозможную, то уж точно невероятно трудную цель – в трех томах изобразить всю Русь. В итоге был написан только один и в нем высмеивалось множество пороков русских людей. Писатель хотел узнать истинное предназначение России и дорогу к ее спасению. В качестве средства передвижения по пути исследования русской души Николай Васильевич выбирает бричку, ну а «путешественником» выступает пронырливый и предприимчивый Павел Иванович Чичиков. По «дороге» Чичикову встречаются помещики. Теперь вектор сочинения будет направлен именно в их сторону.

Скупая крестьян, которые умерли, но еще не заявлены таковыми в ревизской справке, проще говоря приобретая «мёртвые души», Чичиков общается с этими помещиками и узнает их поближе. А благодаря автору, мы можем знать о чертах поведения и жилищах каждого из них.


К концу произведения, прочитав все эпизоды с диалогами помещиков и Чичикова, понимаешь, что собеседники Павла Ивановича и есть «мёртвые души». Сейчас разберемся почему.

При написании данного произведения, Николай Васильевич Гоголь опирался на «Божественную комедию» Данте. Так вот, если проводить с ней некоторую параллель, то каждый помещик – это круг ада, в который предстоит окунуться Чичикову. Каждый круг становиться всё «жарче» и страшнее. Ну а если говорить о помещиках – мертвее.

Первый круг носит название «Манилов». Посмотрев на внешность Манилова (надо сказать, что она приятная), можно засомневаться: «А разве это мёртвая душа»? Этот вопрос будет полностью оправданным, даже может получить ответ: «Нет, это не мертвая душа». Но вовсе не потому, что он хороший человек, а просто по причине того, что души то у него и нет. «У всякого есть свой задор… у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» - так пишет Гоголь об этом персонаже. Лучше тут и не выразишься. Манилов не способен делать ничего ни отрицательного, ни положительного. Он совершенно пуст и давно уже мёртв внутри.

Второго помещика, а точнее помещицу, которую посетил Павел Иванович зовут Коробочкой. «Ни туда, ни сюда» - мне кажется так можно коротко охарактеризовать жизненный путь Настасьи Петровны. Ее развитие, ценности и интересы давно остановились, и не совершают никакого движения. Кроме цен и собирания всякого мелкого хлама, ее больше ничего не интересует, да и вряд ли когда-то уже будет интересовать.

Следующим помещиком, которого посещает Чичиков становится Ноздрев. В отличии от предыдущих двух персонажей, о которых уже было написано, Ноздрев имеет «задор». Широкая натура и энергия также присуща ему, однако, к сожалению, в отрицательной форме. Эти качества направлены либо в никуда, либо ради лжи и лицемерия. Именно Ноздрев открыто заявляет, что Чичиков закупает «мёртвые души». «Страстишка нагадить ближнему» - так автор описывает его самое уродливое качество. Имея в арсенале ум, удаль и энергию, Ноздрев загубил сам себя, и виноват в этом только он.

Дорога Чичикова потихоньку походит к концу и предпоследним помещиком, который встречается по пути, становится Собакевич. По своим габаритам и телосложению Собакевич напоминает большого неуклюжего медведя. К слову, в его доме все вещи тоже огромны и стоят неуклюже. Собакевич является рачительным хозяином, очень расчетлив и умен. Но, подобно Ноздреву, направляет это не в то русло. Михайло Семенович всё делает только ради себя, своих интересов. Он готов пойти на любое мошенничество и преступление, лишь бы угодить себе. Именно поэтому Собакевич мёртв душою и оживить себя уже не сможет.

Последним представителем помещика с «мёртвой душой» становится Плюшкин. Это последний круг ада, в который попадает Чичиков. И действительно, из всех помещиков, Плюшкин является самым бесчеловечным из всех. Он и есть полное олицетворение «мёртвой души». Николай Васильевич пишет, что раньше, у Плюшкина была семья, и он был уважаемым человеком среди соседей. Они даже заезжали к нему поучиться «хозяйству и мудрой скупости». Однако после смерти жены и отъезда детей, бережливость и скупость, словно паук, окутала его крепкой паутиной. Душа Плюшкина полностью тверда и мертва. Всё дошло до такой степени, что Плюшкин питается объедками, а его же крестьяне просто сбегают. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так изменится!» - Гоголь довольно жестко отзывается о Плюшкине.

Возможно, если бы второй том «Мёртвых душ» был-таки написан, кто знает, может быть, Николай Васильевич и «воскресил» бы всех этих помещиков. Но продолжения произведения всё-таки нет и для нас, читателей, эти помещики навсегда духовно мертвы. Начав свое сочинение словами Николая Васильевича Гоголя, хочется ими и закончить: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 01:59:45
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение