Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности лирики Булата Окуджавы (ЕГЭ по литературе)

Булата Окуджаву можно назвать одним из основоположников такого литературного жанра, как бардовская песня, представляющего собой исполнение автором лирического произведения под музыку. Творчество поэта принято было принято публикой пятидесятых-шестидесятых годов с особой теплотой и прочно вошло в их жизнь, так как темы, затрагиваемые Б. Окуджавой, и то, как он их раскрывает, никого не могли оставить равнодушным. То, на что он обращает внимание читателей и слушателей, во многом обусловлено биографией.

Так, важной темой творчества становится тема войны. Булат Окуджава после девятого класса сам оказался на фронте Великой Отечественной войны, что не могло не отобразиться в его произведениях. Война как разрушитель мирной естественной жизни людей, предстает в песнях «До свидания, мальчики», «Песенка о Лёньке Королёве», «10-тый наш, десантный батальон».

«Стали тихими дворы», «птицы не поют», «деревья не растут», «вместо свадеб — разлуки и дым», а молодые люди, танцующие под радиолу, у которых вся жизнь впереди, вынуждены покинуть дом и, встав на защиту Родины, пойти в «огонь смертельный», «дым над Родиной». Важной составляющей в образе защитников страны является невозможность отсидеться в стороне: когда «миссершмиты, как вороны, разорвали на рассвете тишину» Лёнька «пошел на войну не раздумывая», надев «кепчонку как корону», без сомнений «уходит прочь» батальон. В произведениях подчеркивается единство народа, борющегося за «одну на всех победу», воспевается товарищество как то, перед чем вражеский огонь «бессилен». Из данных произведений можно сделать вывод, что поэт видит в молодых людях, вынужденно повзрослевших «до поры», «плечом к плечу» врастающих в землю, в бою не жалеющих гранат и не щадящих себя, надежных бойцов, которым удалось спасти страну.

Отдельное место в творчестве Б. Окуджавы занимают стихотворения и песни о Москве, родном городе, в котором прошло его девство и в котором он жил после реабилитации родителей. Места и улицы, упоминаемые с стихотворениях «Арбатский дворик», «Полночный троллейбус», «На Тверском бульваре», становятся домом, куда хочется вернуться, где всегда пригреют «непутевого» лирического героя, где отдыхает и излечивается его душа. Где бы ни был, он воспоминает о «зеленой скамье», на которой всегда хватает места всем, «двор с человечьей душой», последний троллейбус, тишина которого успокаивает боль. Эти места олицетворяют всю Москву, малую Родину. Город делает лирического героя лучше: «сильнее» он с ним и «добрее».

Кроме того, немаловажен и мотив веры в лучшее, проявляющийся, в том числе, в стихотворениях «Надежды маленький оркестрик», «Молитва», «Надежда белою рукою…». И в дни войны, когда «свинцовые дожди лупили по спинам», в дни любовной «печали», в дни, когда кажется, что выхода нет, для лирических героев надежда становится спасением, помогающим перенести невзгоды, «не смиряться». Они не знают, как, но верят, что всё преодолеют, что «ещё не пройдёт подъём», что судьба не оставит ни «мудрого», ни «щедрого», что есть «что-то неведомое», благодаря которому всё наладится.

Таким образом, темы, затрагиваемые бардом Б. Окуджавой в своих произведениях, воспевающие лучшие человеческие качества, придающие надежду, дополненные чувственным исполнением нашли признание слушателей непростых пятидесятых и шестидесятых годов, бардовские песни Б. Окуджавы затрагивают темы, раскрывающие лучшие человеческие качества , в непростые пятидесятые и шестидесятые годы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.