Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности конфликта драмы А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

Конфликт в литературе — это столкновение нескольких противоположных взглядов, противопоставление одним персонажам других. «Гроза» является одним из самых знаменитых произведений Александра Николаевича Островского. В нём поднимается ряд важнейших социальных проблем, таких как проблема поколений и противоречие старых и новых жизненных укладов. В чём же заключаются особенности конфликта в драме Островского?

Основным конфликтом произведения является конфликт двух поколений. С одной стороны — это Дикой и Кабанова, с другой — Катерина, Варвара, Борис и Кудряш.

Дикой и Кабанова придерживаются патриархальных взглядов, женщина чтит традиции «Домостроя», на протяжении всего сюжета автор показывает нам, как героиня пытается всем вокруг навязать свои ценности. Дикой же держит в страхе всех домашних, его племянник Борис терпит унижения и оскорбления ради наследства. В этом случае представители старого поколения изображены Островским настоящими деспотами и тиранами, они никак не могут смириться с мыслью, что наступило другое время, и люди теперь должны жить по-другому. Это ярко демонстрирует сцена, в которой Кабаниха упрекает Катерину в том, что та не «воет» по мужу, находящемуся в поездке. Для неё это является признаком любви и преданности супругу. Дикой же настолько запугал свою семью, что они могут спокойно жить только когда тот уходит по делам. Автор подчеркивает, что для Дикого и для Кабановой жестокость является синонимом силы и превосходства.

Ещё одним конфликтом является внутренний конфликт Катерины. В душе девушки настоящая война, с одной стороны её чувства к Борису, с другой стороны верность мужу. Из её предыстории мы узнаем, что Катерина раньше жила с матушкой, любила ходить в церковь, слушать рассказы странниц и любоваться природой. В образе Катерины Островский воплощает идеал чистоты и нежности. На протяжении всего сюжета автор подчёркивает это деталями, например, на свидание с Борисом девушка идёт, прикрыв плечи белым платком, а, как известно, белый цвет — это символ чистоты и непрочности. Теперь же жизнь Катерины — настоящий ад, в котором воплощением зла является Кабанова со своими патриархальными устоями. Душа девушки противится воли свекрови, ей невыносимо тесно жить с ней, героиня признаётся, что мечтает летать словно птица. В сюжетной линии Катерины немалую роль играет природа, она является отождествлением внутреннего состояния героини. По ходу развития сюжета пейзаж становится всё мрачнее, тучи сгущаются над городом Калинов, так же как и нагнетается конфликт между персонажами и внутреннее состояние Катерины. Истерика девушки и признание её в измене мужа совпадают по сюжету с раскатами грома. Этим эпизодом автор даёт понять, что если был гром, то стоит ждать грозы, а значит и развязки конфликта. Кульминационным моментом становится самоубийство Катерины, которое сопровождается разгаром природной стихии.

Таким образом, в своей драме Островский отобразил не только социальный конфликт, заключающийся в столкновении поколений, но и внутренний конфликт главной героини. Наряду со всеми персонажами ещё одним участником действий является гроза. Сцены описания природы отображают внутренние переживания Катерины и общее развитие действия. В этом и состоит особенность конфликтов в произведении.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.