Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Противоречивый образ Печорина по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Олег Рой писал: “Говорят: глаза — это зеркало души. Но у многих они как запотевшее стекло: внутри, в душе, ещё тлеют угли чувств и надежд, а снаружи, в реальности, вовсю бушуют холодные ветра измен и предательств”. Именно эта цитата как нельзя лучше описывает Григория Александровича Печорина, главного героя романа “Герой нашего времени”, написанного М. Ю. Лермонтовым. Примечателен этот образ своей противоречивостью, неоднозначностью, что и сделало его живым, показывая многогранность и сложность характера.

По словам автора, Печорин — это “портрет, составленный из пороков своего поколения”.

У персонажа нет определенного прототипа, это скорее собирательный образ, отражающий черты характера и манеру поведения многих людей того времени. Можем ли мы назвать Григория Александровича однозначно отрицательным или однозначно положительным героем? Определенно нет, ведь как мир не делится на черное и белое, так и люди не делятся на плохих и хороших. Одни черты характера уравновешивают другие, наделяя персонажа жизнью, делая его более человечным. Так, Печорин, действительно, был умельцем скрывать все свои эмоции под маской равнодушия, кукловодом, играющим чужими чувствами, причиной страдания многих людей, которым не повезло оказаться втянутыми в его игры. Тем не менее, мы можем назвать его не только эгоистичным, излишне гордым, упрямым, но и умным, образованным, обаятельным молодым человеком, который, к слову, честен перед собой и способен отмечать собственные недостатки. Он не идеален и способен признать это, а признание своих ошибок — первый шаг к исправлению. В своих записках он неоднократно признается в таких свойствах своей души, о которых не знает никто, в очередной раз анализируя и оценивая собственные поступки.

Но что именно повлияло на становление Печорина как личности? Я бы сказала, что причиной стало неприятие социума и, как следствие, одиночество. Герой тянется к людям, но не находит у них понимания, поддержки, любви. Так, постепенно разочаровываясь в людях, он меняется, становится жестче, сменяя милость на гнев. Как сказал он сам: ”Я был готов полюбить весь мир — но меня не поняли, и я выучился ненавидеть”.

Проанализировав модель его поведения, нельзя не отметить то, с каким азартом он вступал в игру, с каким удовольствием он ждал развязки, повышая ставки, рискуя всем. Главным врагом Григория была скука, в попытках избавиться от которой, он не чурался даже самых “грязных” методов. Печорин был излишне самолюбив. Он всеми силами, любыми способами стремился завоевать внимание женщины, что предпочла ему другого, тем самым доказывая всем вокруг и самому себе, что он лучше. Поэтому ему важно было не столько добиться любви представительницы прекрасного пола, сколько отбить ее у конкурента. Делалось все это исключительно ради того, чтобы потешить собственное эго. Раньше Печорин не мог получить от других людей взаимных чувств, зато после он буквально купался в них, удовлетворяя странную потребность сердца, поглощая чужие радости и страданья, не имея возможности в полной мере насытиться ими. Пугает то, с какой хладнокровностью он относится к людям, ставшим жертвами его капризов. Ему безразлично, что с ними будет после. Он не пощадил ни Максим Максимыча, сослуживца, с которым они пережили не одно испытание, ни Веру, единственную женщину, которую, как он считал, действительно любил, ни Бэлу, лишившуюся всего из-за него, ни Княжну Мэри, ни кого-либо еще, пострадавшего по его прихоти. Однако нельзя отрицать, что присущи ему и благородные качества: честность, храбрость, мужество. Он никогда не пытается изобразить из себя того, кем не является, лишь бы угодить другим. Ему безразлично чужое мнение, он поступает так, как того велит его сердце и разум, пренебрегая чужими взглядами на его действия.

Печорин, без сомнений, противоречивый и неоднозначный образ. Оказавшись в окружении, отличавшемся от него, ему приходилось ломать себя, превращаясь в того, кого хотели видеть, пряча собственное я, притворяясь тем, кем не является. Он стал заложником окружения и от его влияния так и не смог избавиться. Судьба его, не смотря ни на что, была безысходной, и Лермонтов, как поэт-реалист, как нельзя лучше показал это в своем романе “Герой нашего времени”.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.