Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Обломов и Штольц сквозь призму авторского идеала по роману Обломов (Гончаров И. А.)


В своём романе «Обломов» Гончаров сделал попытку отобразить не самого героя его времени, как, например, Базаров Тургенева, а тот идеал современного человека, которого ему недоставало в окружающем его обществе. Однако идеал автора выразился не в одном, а сразу в двух персонажах. И не было бы повода удивлению, будь эти герои схожие между собой. Но ведь Обломов и Штольц, а именно о них идёт речь, — абсолютная антиподы. В чем же тогда заключается гончаровский идеал?

Слыша лишь одно имя Обломова, мы тут же рисуем в воображении человека, с утра до вечера лежащего на диване в несъёмном халате в душной комнате.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Ведь именно таким сперва автор представляет нам своего героя — ленивого, пассивного и скучающего Илью Ильича... Однако причины его бездеятельности и апатии состоят не только в характере и воспитании, они гораздо глубже и серьёзнее. Но обо всём по порядку.

Родители Обломова — дворяне, в этой семье каждый день проходил по циклу сон-еда и еда-сон. Родителей не интересовало образование сына, только справка о выпуске, поэтому Обломов и вырос ленивым, а вдобавок не получил должного образования. Илья Ильич достиг своего идеала: спокойные будни и хорошая еда.

От этого застоя Обломов становится нравственным калекой с беднейшим внутренним миром. Он будто живёт во сне, в вечном сне, в котором ему нет никакого дела до книг, людей, общения и мероприятий. Даже собственное имение совсем не интересовало Обломова. И, может, стоило бы разбудить его, вот только судьба сама всё сделала — нужно переехать, заняться имением... Не столь сложные, но жизненно необходимые решения воспринимаются Обломовым как бремя: «Ах, боже мой! Трогает жизнь, везде достаёт...». Илья Ильич буквально боится жить, боится выйти из зоны комфорта, он ищет былого спокойствия и уюта, которые к концу жизни приобретает у Агафьи Пшеницыной, которая поспособствовала ещё большей изоляции Обломова от внешнего мира.

В противовес бездеятельному и апатичному Илье Ильичу Андрей Штольц энергичен и активен. Он вихрем врывается в заснувший мир Обломова. «Дыши чистым воздухом», — говорит Штольц, но друг не слышит его. У них разные взгляды на жизнь, разные приоритеты и видения счастья. Трудно понять, как они оставались всю жизнь друзьями... Кажется, живость и энергичность Андрея Штольца безоговорочно провозглашают его тем самым идеалом, но что-то останавливает нас в принятии окончательного решения. По замыслу автора именно он должен был соединить в себе лучшие черты личности, но вышло ли? Стоит разобраться.

Мать Штольца — русская дворянка с нежным сердцем и душой — передала сыну свою духовность, от немца отца Штольц получил навык труда, умение полагаться на свои силы. Идеал Гончарова – «ум и сердце вместе», а рациональность и практицизм привели Штольца к потере человечности... «Мы не Титаны с тобой, склонив головы и смиренно переживём трудную минуту», — говорит человек, видящий практическую сторону жизни, решавший боле частные вопросы, так и не дойдя до главного.

Нельзя сказать, что Штольц был абсолютно чёрствым. Однако эмоции, которые главенствуют в восприятии Обломова, активно подавляются. На первый взгляд Штольц — новый прогрессивный человек, для которого труд – удовольствие. Идеал его не удивителен: личное благополучие, благоустройство и материальные ценности.

Он таки добивается своего, но жизнь его скучна и однообразна. Штольц, будто некая машина: «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул... цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца». Жизнь Штольца расписана по минутам, и нет в ней никаких новостей, неожиданностей и изменений — хоть чего-то интересного... Он не волнуется, и его ничего не волнует. Он не переживает, значит, не живёт?..

Сперва нам может показаться, что трагедией окован только лишь Илья Ильич, однако и у Штольца есть в жизни трагедия. И заключается она в однообразии, однобокости восприятия. Андрей Штольц всё старается подчинить разуму, алгоритмам. Несмотря на его успехи в жизни, он производит впечатление человека, неспособного испытывать сильные эмоции и искренне чему-то радоваться или горевать. Если Обломов волнуется, кричит и может даже заплакать, то его товарищ вряд ли может похвастаться таким обилием эмоций. Это его позиция, установившийся порядок: «Столько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал — всё вознаграждено...»

Как бы то ни было, отношения Обломова и Штольца — наглядный пример крылатой фразы: «Противоположности притягиваются». Дополнение друг друга сближало их, несмотря на явную полярность духовных составляющих.

Можно сделать вывод о том, что тем самым приближенным к совершенству вариантом выступает золотая середина между Обломовым и Штольцем. Разумно соединив их мировоззрение и ведущие личностные качества, можно получить оптимальный взгляд на мир. И кто знает, может ли случиться, что именно Андрей Обломов сын Ильи Ильича, впоследствии воспитанный семьёй Штольц, совместит в себе врождённую чувствительность отца и любовь к труду, присвоенную новой семьёй, и станет идеалом Гончарова — человека много времени?



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id96194




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2021 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:25:01
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение