Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Что заставило Катерину Кабанову пойти против «темного царства»? Катерина Кабанова бросает вызов «тёмному царству» по пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)


Пьеса А. Н. Островского «Гроза» - одно из самых известных произведений писателя, по праву занимающее особое место в истории русской драматургии. В основе — конфликт Катерины Кабановой, героини драмы, и, так называемого, «темного царства». Определение «тёмное царство» принадлежит известному русскому критику Николаю Добролюбову.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Как отличительную особенность этого царства критик отмечает «произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений».

Пойти против «тёмного царства» Катерину Кабанову заставил решительный, цельный русский характер. Катерина — сноха в доме Кабановых — и на первых порах, привыкая к порядкам своего нового дома, пытается даже к ним приспособиться. Особого труда это приспособление и не должно было составлять. В разговоре с Варварой, сестрой мужа, она вспоминает свою жизнь дома. « Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало рано». На её бесхитростный рассказ удивленная Варвара восклицает: «Да ведь и у нас то же самое». И фраза, которая должна служить ключом к разгадке многих поступков Катерины: «Да здесь всё как будто из-под неволи». Неволя — этим словом героиня определила жизнь в доме мужа. Решительность своего характера, свое неприятие лжи Катерина показывает вновь в разговоре с Варварой. Она первой признается ей в своей любви к Борису Григорьевичу. В доме, в котором очень многие устои держатся на лжи, героиня не намерена врать и изворачиваться. Или поступать так, как ей советует золовка, у которой главное, чтобы все было шито и крыто. Она живёт по другим нравственным правилам: «Обманывать-то я не умею; скрывать — ничего не могу». Этим можно объяснить многие поступки героини, которые не всем в этом городе могут нравиться.

А как же тогда быть с устоями домашней и семейной жизни, которые героиня вольно или невольно вынуждена нарушить? Муж уезжает по торговым делам семьи, а она выходит на свидание к любовнику. Объяснение можно вновь найти в решительном характере Катерины. Ей тесно в доме Кабановых, к мужу она не питает особых чувств, она жаждет чистой и светлой любви, и этот поступок, в конечном счете, тоже вызов «тесному царству». По его законам жена — самое бесправное существо в доме мужа. И нарушить открыто эти законы способен только решительный и цельный характер.

Понимает ли Катерина, что она совершает поступок, противоречащий морали не только «темного царства», но и общепринятым нормам поведения. Да, она прекрасно понимает противоправность своего поступка, он её тяготит. «Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело!» — говорит Катерина в тот момент, когда держит в руках ключ от калитки. И добавляет: «А теперь ещё этот грех-то на меня». К осознанию нарушения человеческих норм поведения добавляется и ощущение церковного греха, кстати, Катерина по своей натуре человек глубоко религиозный. Однако и эти обстоятельства не мешают героине бросить вызов своей судьбе. И зритель ещё раз убеждается в силе характера героини.

Интересна в этом отношении знаменитая сцена признания Катерины в церкви. Конечно, свою роль сыграла и гроза как символ наказания за грехи. Но и в этом поступке мы видим вызов Катерины «темному царству». Он заключается в том, что Катерина ту жизнь, которая протекала за глухими заборами купеческих домов, выставляет на обозрение всему городу. Теперь все будут знать, что происходит в доме у Кабановых.

И, наконец, добровольный уход Катерины их жизни. Это, по сути, самый сильный ее поступок. Вызов, который бросает самый слабый обитатель «темного царства», получается самым сильным и резонансным. Тихон, муж Катерины, решается на открытый протест и бросает в лицо матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Катерина уходит из жизни, жить в полуправде и лжи ей не позволяет характер, целостный и гармоничный.

Характер Катерины в пьесе показан в развитии, но финал фатально неизбежен. Другого пути у Катерины просто нет. Она выбирает смерть, но даже Тихон говорит по этому поводу: «Хорошо тебе, Катя…».



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id95611




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:58:50
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение