Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Каковы законы «тёмного царства» и кто из героев их нарушает? По пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

Высокий берег Волги. Там, за рекой, — простор и воля; здесь, в городе Калинове, — заборы и запоры; там «вид необыкновенный, красота!» ; здесь уродство и убожество; туда стремится душа, здесь это стремление всячески подавляется. Город Калинов — символ «темного царства», царства, в котором правят Кабанихи и Дикие, правят жестоко, подавляя любой протест, стремясь сделать все возможное для того, чтобы ничего не менялось, оставалось прежним и незыблемым. Каковы же законы этого царства?

Прежде всего в нем правят деньги. На них держатся сила и власть.

С помощью денег можно подкупить приказных; можно держать в страхе весь город, унижать людей, небрежно потрепать по плечу городничего, как это делает Дикой, и поделиться с ним самым сокровенным: собственным законом обогащения.

Второй закон «темного царства» формулирует в разговоре с Катериной Варвара: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Ложь, лицемерие, ханжество — таковы нравственные законы, по которым живут в «темном царстве». А вот Феклуша превозносит купечество города Калинова. По ее словам, это «все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Особенно восхваляет она Кабанову. Мы же знаем, в каком страхе держит она своих домашних, как приказывает Тихону делать то и не делать другого, как Варвара противоречит матери, только делает это «про себя», знаем и то, что Катерина предпочтет смерть жизни в доме свекрови, «сокрушившей» ее, убежденной в том, что невестку «надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась» за великий грех — любовь к Борису.

Откровенный «ругатель», «пронзительный мужик», Савел Прокофьич Дикой, от которого домашние неделями прячутся по чердакам да по чуланам, дабы не рассердить главу семьи, хоть не делает из этого тайны, принародно унижает и оскорбляет людей — Кабаниха же все делает «под видом благочестия», и это особенно отвратительно в ней.

«Невидимые» и «неслышимые» слезы льются за высокими заборами в городе Калинове, «и все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!» — говорит Кулигин.

Любое живое слово, живая мысль, живое чувство преследуются в городе — это тоже закон. Ведь диким и кабанихам удобно и спокойно живется, если они уверены в том, что никто не посмеет их ослушаться. А слушаться будут до тех пор, пока будет страх, а он рождается из привычки бояться всего нового, поэтому все разговоры их о том, что «Литва с неба упала», вполне устраивают «темное царство». Чем более темным, невежественным, уродливым оно будет, тем уютнее в нем живется тем, в чьих руках власть.

Есть ли люди, нарушающие законы этого «царства»? Да, есты Кулигин — человек, видящий и понимающий суть законов «темного царства». Он открыто говорит об этом Борису в монологе I действия: «Жестокие нравы в нашем городе...» и в монологе III действия: «Вот какой, сударь, у нас городишко!». Он старается для «общей пользы» (хочет установить на бульваре часы, завести громоотводы), читает стихи Ломоносова и Державина. В финале пьесы именно Кулигин бросает в лицо Кабановой гневные слова о гибели Катерины. И все же Кулигин слаб, он предпочитает терпеть, смиряться, прекрасно зная, что иначе его «съедят, живого проглотят».

По-своему нарушает эти законы и Варвара: она приспособилась подстраиваться под них. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало», — откровенничает она с Катериной. Когда же мать после признания Катерины стала Варвару допекать, «точить», как говорит Тихон, «та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла» с Ванькой Кудряшом, который умеет ругаться не хуже Дикого, о чем с гордостью сообщает еще в I действии (это тоже своеобразный протест и нарушение законов «темного царства»). Единожды нарушает их и Тихон, обвиняя в финале пьесы мать в гибели Катерины, но, думается, по возвращении домой все будет по-прежнему. Ведь Тихон — слабый человек. Слабым оказывается и Борис, вначале осмелившийся полюбить замужнюю женщину, тем самым тоже нарушив законы. «Эх, кабы сила!» — говорит он во время последней встречи с Катериной. И только единственная героиня пьесы, Катерина, нарушая эти законы, готова отвечать за это, взять все на себя, уйти из жизни, но не покориться, отстаивая свое право на любовь, свои нравственные законы, нарушить которые считает невозможным. О такой жизни, которую ей навязывают, даже думать «нехорошо». Грех обманывать и лицемерить, грех, будучи по натуре свободной, жить в неволе, грех любить и скрывать это. Поэтому она и уходит из этой жизни к «судье более милосердному», чем люди, окружавшие её до сих пор.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.