Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как в поэме «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности? Пример (ЕГЭ по литературе)

М. Ю. Лермонтов написал поэму “Мцыри” в тысяча восемьсот тридцать девятом году. В произведении поэт изображает исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах: ребёнком Мцыри попадает в монастырь, где проходит его жизнь вдали от дома, близких людей. Также автор обращает внимание на внутренний мир, чувства лирического героя: юноша исповедуется монаху, “рассказывает” ему свою душу. Кроме того, М. Ю. Лермонтов показывает нам разлад с действительностью, желание героя убежать в идеальный мир мечты. Это указывает на то, что главным конфликтом в романтической поэме “Мцыри” является столкновение мечты и реальности.

В произведении представлено романтическое двоемирие. Чувства, желания героя и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии.

Так, Мцыри мечтает обрести свободу, вернуться на родину:

“Она мечты мои звала

…В тот чудный мир тревог и битв

…Где люди вольны, как орлы…”.

Однако действительность оказывается сурова, поскольку монастырь, в котором он готовится служить, является для него тюрьмой. Мцыри не устраивает монастырская жизнь, его терзает тоска по родине и родным людям, которых он не видел уже много лет.

Автор использует приём антитезы: противопоставляются дни свободы и почти вся жизнь в монастыре. Лирический герой, не выдержав мучений и тоски, решает сбежать из “тюрьмы”. Кельи кажутся ему душными, сумрачными и глухими, стражи-монахи – трусливыми и жалкими, сам он – раб и узник. Только вне монастыря он живёт, а не бессмысленно существует. Эти дни он называет “блаженными”.

Казалось бы, Мцыри всё же удалось сбежать от жестокой действительности, но она преследует его даже на свободе. Отсюда вытекает ещё один тезис.

Вне монастыря лирический герой наслаждается природой, он видит в ней единение, гармонию и братство, чего ему не довелось познать в обществе. Мцыри хотел бы слиться с природой в единое целое, но реальность такова, что мать всего живого не всегда на стороне юноши. Герой действительно чувствует близость природы. То, что устрашило монахов, наполнило его сердце чувством братства с природными явлениями. Для этого поэт использует сравнение:

“О, я как брат

обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

помощи людской

Я не желал... Я был чужой

Для них навек, как зверь степной”.

Пока дорога была прямой, радость не покидала Мцыри, но как только он вошёл в тёмный лес, гармония разрушилась. Он оказался во враждебной стихии. Природа не только предательски столкнула юношу с барсом, от чьих лап он получил “следы глубокие когтей”, но и вывела его обратно к монастырю. Композиция замкнулась: всё закончилось в том же месте, откуда и начиналось. Отсюда следует вывод, что возвращение к дикой природе для человека невозможно, этот путь обретения полной свободы для него закрыт. Не суждено было сбыться мечте Мцыри. Годы “тюрьмы” ослабили его природные навыки, и юноша не смог выдержать испытаний.

Таким образом, романтический конфликт мечты и действительности в поэме М. Ю. Лермонтова показан с помощью психологизма, антитезы и образа природы как помощника и одновременно врага героя. Мы видим, что победу в конфликте одержала действительность. Мцыри так и не смог сбежать от неё в идеальный мир мечты навсегда, но тёплые воспоминания о тех вольных трёх днях он сохранил до последней минуты своей жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.