Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Хлестаков и Молчалин, что общего? (ЕГЭ по литературе)

Хлестаков в этом действии в своих репликах вначале сообщает правду о своём истинном положении в обществе, так он говорит, что «только переписываю», «я даже всегда стараюсь проскользнуть незаметно», о своем жилье на четвертом этаже. Но затем, увлекшись, он начинает сочинять. И если вначале он делает это робко, то потом масштабы его сочинительства делаются неправдоподобными и даже смешными, особенно в отношении чинов: от коллежского ассесора до фельдмарш… В этот момент он поскользнулся, чуть не шлепнулся на пол и не договорил фразу. Но чиновникам в этом момент не до этого. Мысль о том, что перед ними ревизор, парализовывает всю аналитическую деятельность их ума. Магически на чиновников действуют слова «Петербург, департамент, государственный совет».

Н.В.

Гоголь в этом эпизоде использует прием сатирического преувеличения, в основании которого сочетание реального и фантастического. В действительности Хлестаков проговорился и изложил реальную картину своего положения в петербургском обществе. Прежде всего он обозначил, и сделал это непреднамеренно, свою должность и род занятий: «А там уж чиновник для письма, этакая крыса». Но моментально реальная картина обрастает фантастическими подробностями: «начальник отделения со мной на дружеской ноге». То же самое и с приглашением на обед. Конечно, Иван Александрович не раз слышал такое предложение, но, увы, адресованное далеко не ему. Понимая, скорее это почувствовав, что публика слушает его, и не имеет возможности ни возразить, ни тем более проверить правдивость его слов, Хлестаков расходится ещё более, от департамента переходит к балам, государственному совету и ко дворцу. Реальность, конечно, присутствует в его информации, действительно, есть и государственный совет, существует и царский дворец. Но остановить Хлестакова уже нет возможности, и мы видим фантастическое переплетение элементов петербургской жизни. Так, в сочетая реальное и фантастическое, Н. Гоголь использует прием сатирического преувеличения.

Сходство Хлестакова и Молчалина обнаруживается в ролях, которые они вынуждены играть. Хлестаков в приведенном фрагменте играет роль ревизора, хотя он только догадывается, что чиновники его за кого–то принимают. Но, оторвавшись от реальной действительности, он запросто примеряет на себе и другие роли. Вот он сочинитель и «С Пушкиным на дружеской ноге», а теперь фантастика приводит его на заседание государственного совета: «Меня сам государственный совет боится». Но все его роли вымышленные, сочиненные сейчас, в данную минуту.

Молчалин, в отличие от него, в приведенном фрагменте принимает вид любовника: «И вот любовника я принимаю вид/ В угодность дочери такого человека». Это роль реальная, ни о какой фантастике не может идти и речи. Наш герой свято выполняет завет своего отца: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья». Отсюда все поступки Молчалина продуманы, он настойчиво идёт к намеченной цели и, как сказал Чацкий, он многого достигнет, потому что его главная черта — бессловесность. Это его отличает от Хлестакова.

Два мелких чиновника, вынужденные играть роли, но у одного — Хлестакова — это получается невольно, а у Молчалина — обдуманно и целенаправленно.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение