Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Сенека) пример из СМИ и литературы (ЕГЭ обществознание)

0 из 6
Оценка эксперта внизу

Главная идея данного высказывания заключается в том, что многие социальные нормы и нормы морали являются для людей более весомым основанием не совершать общественно – опасные деяния, чем правовые нормы.

Хотелось бы подтвердить свою точку зрения теоретическими положениями. Мораль - это внутренний ограничитель человека, с помощью которого люди рассматривают события с точки зрения добра и зла, гуманности. Социальные нормы – это принятые в обществе положения, которые регулируют поведения людей в обществе. За нарушение социальных норм предусмотрены социальные санкции в виде осуждения со стороны общества. Правовые нормы – это регламентированные в нормативных актах поведение людей, которые являются обязательными и их нарушение преследуется по закону.

Действительно, социальные нормы складывались многие столетия, их прививают уже с рождения в процессе воспитания, поэтому для человека нормы морали являются фундаментом, на котором выстраивается все его поведение.

Также можно сказать, что «некоторые неписаные законы твёрже всех писаных», потому что иногда система права дает сбой.

Хотелось бы подтвердить свою точку зрения на примере из СМИ. В недавнем времени в новостных сводках можно было увидеть, что люди ,проживающие в районе Байкала, вышли на митинг против вырубки и продажи местного леса. Правительство данного края не только разогнала шествие, но и оштрафовала некоторых его участников. Данный случай вызвал широкий общественный резонанс в сети Интернет. Да, возможно, данный митинг не был согласован с местной администрацией, однако люди не собирались наносить вред обществу, они вышли для того чтобы защитить природу. Данных людей поддержали многие известные личности. На этом примере можно увидеть, что люди готовы нарушить правовые нормы для сохранения природы. К тому же мы видим, что нарушение правовой нормы не только не получило осуждение от людей, но общество еще и поддержало митингующих.

Также можно привести пример из литературы. Ф.М. Достоевский написал произведение «Преступление и наказание». Главный герой данного произведения Раскольников убил старуху – процентщицу, за что был посажен в тюрьму. Однако он стал жалеть о своем поступке и понял, что совершил ошибку, не потому, что понес наказание, а из - за человеческой любви. Этот пример показывает, что правовые меры не всегда являются действенны, а большую роль в жизни человека играют другие люди и их мнение.

Таким образом, можно сказать, что социальные нормы являются более важными для человека нормами, чем правовые. Именно на социальные нормы чаще всего опирается человек при совершении тех или иных поступков.

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

По критериям оценивания задания № 29 (демоверсия ЕГЭ 2020 года).

К-1 (раскрытие смысла высказывания): 0 баллов из 1.

1) Ни одна из затронутых автором идей не выделена. Идея – это не смысл высказывания, а общий круг вопросов, который ставит перед собой автор.

Можно было: «Автор затрагивает идею роли разных социальных норм в регулировании поведения людей.»

2) Смысл высказывания раскрыт верно, однако Вы отнесли эту фразу к основной идее цитаты, поэтому она и не засчитывается.

Можно было: «Римский философ и законодатель Сенека имел в виду, что нормы морали и другие неформальные нормы являются для людей более весомым основанием не совершать общественно-опасные деяния, чем правовые нормы.»

3) Собственный тезис не сформулирован. Вам нужно доказывать собственную точку зрения, аргументируя её на теоретическом и фактическом уровне, поэтому, прежде чем переходить к доказательствам, необходимо высказать собственную позицию и сформулировать мысль, которую Вы будете защищать.

Можно было: «Я согласен/согласна с автором, мораль, традиции, обычаи и другие нормы часто оказывают на поведение людей более заметное действие, чем правовые нормы, и в отличие от норм закона их невозможно изменить волей законодательных органов.»

Согласно критериям оценивания задания № 29, при получении 0 баллов по первому критерию по всему сочинению также выставляется 0 баллов.

Если бы Вы выделили идею и сформулировали собственный тезис, Вы могли бы получить 2 балла из 6.



К-2 (Аргументация на теоретическом уровне): 1 балл из 2.

Теоретическое содержание раскрыто не полностью, часть рассуждения подменена перечислением терминов и их определений.

Плюсы:

1) Даны определения важных для понимания проблемы понятий: социальные нормы, мораль, правовые нормы, социальные санкции.

2) Присутствует рассуждение о том, что правовая система «давать сбой».



Минусы:

1) Рассуждение приведено обрывочно, половина теоретической аргументации выполнена в форме словаря.

2) Нет связного рассуждения о том, что и мораль, и право являются разновидностями социальных норм. Исходя из порядка перечисления терминов можно решить, что социальные нормы и нормы морали – это явления одного уровня:

«Многие социальные нормы и нормы морали являются для людей более весомым основанием не совершать общественно – опасные деяния, чем правовые нормы.

В выводе – ещё более грубая ошибка:

«Таким образом, можно сказать, что социальные нормы являются более важными для человека нормами, чем правовые. Именно на социальные нормы чаще всего опирается человек при совершении тех или иных поступков.»

Вы противопоставляете социальные нормы правовым, в то время как правовые нормы являются разновидностью социальных.

3) Есть ошибки в использовании некоторых других понятий: социальные санкции выражаются не только в форме осуждения, но и в форме поощрения.

Нужно было:

1) Пояснить, что регуляция поведения людей в обществе осуществляется благодаря социальному контролю.

2) Указать, что основой социального контроля являются различные социальные нормы, соблюдение которых обеспечиваются социальными санкциями. Сказать о видах социальных норм и о том, что многие из них являются неписаными (мораль, традиции, обычаи, табу, этикет и т.д.).

3) Сказать, что автор использует слово «закон» в качестве синонима термина «социальные нормы».

4) Озвучить мысль, что не только мораль, но и другие не зафиксированные в законах нормы оказывают на людей гораздо большее влияние, чем правовые нормы.

Также можно было сказать о том, что неписаные нормы часто являются источником права, когда в ходе правотворческой деятельности на законодательном уровне закрепляется норма морали, традиция и т.д.



К-3 (Корректность рассуждений и выводов): 1 балл из 1.

Связное рассуждение присутствует, хотя некоторые мысли не доведены до логического конца:

Также можно сказать, что «некоторые неписаные законы твёрже всех писаных», потому что иногда система права дает сбой.

Это голословное утверждение. Как именно правовая система даёт сбой?

Можно было: «Также можно сказать, что некоторые неписаные законы твёрже всех писаных, потому что иногда система права дает сбой. Это может проявляться в принятии законов, которые нарушат права человека, в совершении судебных ошибок, противоречии правовых норм традициям или морали и так далее.

Однако в целом умозаключения логически согласованы, поэтому балл за корректность Вы бы могли получить, если бы верно выделили идею и сформулировали собственный тезис во введении.



К-4 (Качество приводимых социальных фактов): 0 баллов из 2.

Первый аргумент не подтверждает Ваших рассуждений. Где именно в поведении митингующих проявляется влияние неписанных норм? Вы озвучили, что они выступили против решения властей, но не показали, каким нормам они следовали. В описанной Вами ситуации проявляется всего лишь защита гражданами своих прав, деятельность гражданского общества, осуществление принципа народовластия, но не влияние неписанных норм на поступки людей и тем более не их «твёрдость».

Второй аргумент также не подтверждает Ваших умозаключений. Сам факт совершения преступления, как и раскаяния в нём, ещё не является показателем того, что человек следовал каким-то другим, «неписаным законам».

Можно было:

1) Взять в качестве примера средневековую Россию, Грузию, Азербайджан и другие страны, где древний обычай кровной мести сохранялся даже тогда, когда кровная месть была запрещена законодательно.

2) Использовать примеры случаев, когда люди стремятся обойти закон, чтобы следовать традициям своего народа, например: «В некоторых районах Северного Кавказа принято выдавать девушек замуж в 13-14 лет, что противоречит Семейному кодексу РФ, но всё равно многие семьи так поступают, поскольку ранние браки являются традицией этих народов.»

3) Сказать о случаях, когда человек следует требованиям морали, нарушая при этом законодательные нормы.

4) Показать влияние этикета, который в некоторых случаях тоже может противоречить «писаным нормам» (к которым можно отнести не только право, но и другие формальные нормы – например, корпоративные нормы). Как вариант – взять пример дуэлей из любого произведения классической или художественной литературы: «Три мушкетёра» Дюма, «Капитанская дочка» или «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова. Либо рассказать о какой-либо исторической дуэли (например, Пушкина с Дантесом). Правовыми нормами дуэли запрещались, и победитель отвечал перед законом как преступник. Однако правила этикета требовали от аристократов отстаивать свою честь таким образом, что заставляло многих людей нарушать законы и участвовать в подобных поединках.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.