Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Вся жизнь индивида есть ни что иное, как рождение самого себя» — Фромм (ЕГЭ обществознание)

«Век живи — век учись,» гласит известная русская пословица. Действительно ли это так необходимо для человека — развиваться всю жизнь? Вопрос по-настоящему философский, соответственно универсального и точного ответа на него нет. Даосизм призывает к недеянию и простому созерцанию, в то время как древнегреческие философы видят в непрерывном развитии единственный путь человека. Эрих Фромм также рассуждает на эту тему. Он поднимает проблему сущности социализации. По его мнению, процесс формирования личности и ее совершенствования длится всю жизнь человека. Для доказательства правоты автора рассмотрим некоторые тезисы, а именно: понятие социализации, описывающие ее подходы и виды.

Перейдем к теоретическим положениям. Что такое социализация? Это процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей общества в ходе которого формируется личность. Он проходит как стихийно, так и целенаправленно. Существует несколько подходов к рассмотрению социализации и факторов, влияющих на нее. Рассмотрим некоторые из них. Согласно первому — персоналистическому, сторонниками которого были Ясперс и Хайдеггер — фактором становления личности являются пограничные ситуации, с которыми человек сталкивается всю жизнь. В процессе выхода из них он «лепит» себя. Другой подход — социальный. Его автор, Леонтьев, утверждал, что личность является результатом общественных отношений, в которые постоянно вступает человек. На протяжение всей жизни он приспосабливается к меняющемуся социуму, его нормам и ценностям. Таким образом, существуют разные подходы, объясняющих становление личности. Некоторые из них признают тот факт, что социализация — это непрерывный процесс, так как изменчивы и среда, в которой находится человек, и отношения, в которые он вступает.

Приведем пример из истории. Авраам Линкольн — один из самых известных политических деятелей Америки, Президент, освободивший ее от рабства, родился в зажиточной семье. Он с детства пристрастился к чтению. Вскоре возникла тяжелая ситуация — родители обанкротились. Он выбрался из нее, сочетая тяжелую работу и учебу. Этот приобретенный навык помог ему в будущем, когда он изучал право для того, чтобы стать адвокатом. Когда Линкольн попал в Законодательное собрание и стал юристом, он специально создавал для себя экстремальные условия: брал сложные дела, в ходе решения которых приобретал опыт и необходимые навыки. Таким образом, будущий Президент «строил» свою личность в процессе выхода из постоянно появляющихся пограничных ситуаций. Это доказывает тот факт, что социализация человека длится всю его жизнь.

Социализация — долгий и сложный процесс, поэтому ее делят на два вида: первичную и вторичную. Рассмотрим их подробнее. Первичная социализация состоит в приобретении общекультурных знаний и начальных представлений. Их передает окружение, непосредственно взаимодействующее с человеком: семья, друзья, школьный класс и т. д. Она играет ведущую роль в детстве и юности. По мере взросления и начала трудовой деятельности важное значения приобретает вторичная социализация. Она выполняет функцию передачи специальных знаний и навыков, адаптации к изменяющимся нормам и состояниям общества, включения в общественную систему разделения труда. Осуществляется она органами и учреждениями: церковью, армией, СМИ, школой и т. д. В итоге, социализация проходит всю жизнь под воздействием разных институтов. В течение её процесса человек осваивает как базовые знания, так и меняющиеся специальные знания и навыки.

В качестве примера следует привести героя романа-эпопеи «Война и мир» Николая Ростова. Семья была на первом месте для молодого человека — она поддерживала его, к примеру, она оплатила его карточный проигрыш Долохову, привила ему важные представления о долге, доброжелательности и любви к Родине. То есть, она осуществляла первичную социализацию. В момент, когда он попал в армию, началась вторичная социализация. В ходе службы он усвоил специальные навыки, сделавшие его успешным командиром, доведшим эскадрон гусар до Парижа. После смерти отца Ростов вынужден был работать в одном из органов государственного аппарата, также являющимся агентом вторичной социализации. В итоге, социализация проходила в течение всей его жизни: с рождения ее осуществляла семья, потом — армия и чиновничество. В этом непрерывном процессе осваиваются как общие представления, так и специальные навыки.

Подводя итог, стоит отметить, что в современном мире социализация становится более интенсивной. В процессе создания «себя» человек обрабатывает огромное количество поступающей информации, постоянно усваивает часто меняющиеся нормы и осваивает необходимые навыки. Это необходимость в информационном глобальном обществе, ибо без реакции на изменения в окружающем мире и социуме он не сможет быть его полноценным членом или личностью. Этот факт ещё раз указывает на правоту Фромма — социализация не заканчивается, она длится всю жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.