Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Что побеждает в человеческом существе: разум или чувство (Итоговое сочинение)


Разум, продукт деятельности человеческого интеллектуального мышления, и чувство, союз человеческих эмоций.

Что побеждает в человеческом существе: разум или чувство? Многие столетия пытаются решить этот вопрос ученые, писатели, философы. Самые глубокие мыслители основывали идейные течения, отдавая предпочтение разуму или чувству. Так, например, нигилисты ставили во главу угла разум, а сенсуалисты — чувство.

Несмотря на большое количество аргументов от разных точек зрения, самым точным образом на вопросы о разуме и чувстве отвечает русская классическая литература. Ей всегда было свойственно поднимать важные в любую эпоху вопросы чувственного и разумного восприятия мира. Классики литературы всегда склонялись ко мнению, что наиболее оптимальный вариант для человека — жить не одним лишь разумом, а в большинстве своем чувствами, не чувствами-страстями, а духовными благими чувствами, обобщающими все живое.

Человек, который живет лишь разумом, попадает в его тиски, его давят чувства, пытающиеся вырваться на свободу из клетки разума.


Очень точно такого человека показывает русский классик Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» в лице Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа мы можем наблюдать метаморфозы Раскольникова, под влиянием теории, рожденной его разумом. Идеи витают в воздухе, и Раскольников, будучи студентом, подхватывает их, выстраивая на их основе свою жуткую теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих», заурядных, простых обывателей, и «право имеющих», двигающих мир вперед, коим положены привилегии над людьми простыми. Апогей власти теории разума над Раскольниковым настает в тот момент, когда он решает проверить свою теорию в жизни: имеет ли он право распорядиться жизнью «твари дрожащей», как ему угодно, вплоть до взятия этой самой жизни у человека. Теория вырывается из объятий разума и уничтожает все нити в Раскольникове, нити чувств. Чувства еще взывают к нему муками совести, но Раскольников, заглушая их, ранит себя. Все это приводит к болезни, чуть ли не безумию. Вот он, человек, живущий разумом. Он исступленно бьется в клетке собственного сознания, обрекая себя на душевные муки.

В противовес разуму, конечно, есть чувство. Человек, который живет не одним лишь разумом, а своим добрым сердцем, вызывает лишь чувство восхищения. Таким персонажем у Достоевского является Соня Мармеладова, которая верит в воскресение Раскольникова, а вера не требует разумных объяснений. Раскольников склоняется перед Соней из-за ее жертвы, но не мотивов, которые привели к ней, мотивов, вызванных светлым чувством сострадания; лишь в конце, когда Раскольников осознает все полноту и глубины Сониных действий, он склоняется перед ней по-настоящему. Соня, сохраняя свою веру, проводит Раскольникова через путь воскресения, исцеляя его от ран, нанесенных неприрученным разумом. Чувство усмиряет разум. Сердечный человек может вызвать лишь одно желание: пытаться быть как можно сердечнее.

Чувство нельзя подавить разумом, оно должно быть свободным потому что это — природная норма. Аномально и жутко на этом фоне выглядит разумный человек с отголосками чувств, подавляемыми ежечасно. Раскольников и Мармеладова воплощают в себе все худшее в разуме и лучшее в чувстве. Разум и чувство должны идти в человеке рука об руку. С.Я. Маршак сказал: «Пусть добрым будет у вас ум, а сердце умным будет».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 13:28:30
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение