Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Там, где прежде были границы науки, теперь её центр» — Лихтенберг (ЕГЭ обществознание)

Какова роль науки в развитии общества? На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа: ученые разделились на два лагеря — тех, кто считает ее фактором регресса и тех, кто называет ее движущей силой общества. Если верить последним, благодаря развитию науки общество прогрессирует. Она не должна стоять на месте, её копилка должна пополняться новыми знаниями, истинами и открытиями. Об этом рассуждает Лихтенберг. Он поднимает проблему развития науки. По его мнению, она постоянно развивается за счет появления новых знания о мире. Благодаря этому меняются парадигмы и отодвигаются границы непознаваемого. Для доказательства правоты автора следует рассмотреть некоторые тезисы, а именно: понятие науки, её функции и сценарии развития.

Перейдем к теоретическим положениям. Что такое наука? Это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку знаний о человеке, окружающем мире и самом познании и имеющий своей целью познание истины и открытие законов.

Она стремится к рациональности, объективности и выявлению причинно-следственных связей, характеризуется наличием специальных методов и языка. Но для чего? Какие функции выполняет наука? Рассмотрим некоторые из них. Первая — познавательно-объяснительная. В быстроразвивающемся современном обществе она является одной из самых важных — наука изучает природные и социальные явления и факты, объясняет людям главные загадки мира. Вторая функция — производственная. Научные исследования используются для создания новых средств производства: они совершенствуют процесс создания товаров и услуг. Можно сказать, что производство и наука взаимосвязаны: чем больше рациональных знаний, тем оно эффективнее и наоборот. В итоге, в ходе выполнения важных для общества задач наука пополняется новыми фактами, что является проявлением ее постоянного развития.

В качестве примера следует привести пример из современности. Два года назад учёные из Гарвардского университета выяснили, почему перья некоторых райских птиц имеют угольно-чёрный окрас. Оказывается, они имеют особое строение, на их поверхности находится особый узор из лунок, который поглощает до 100 процентов света. Благодаря этому исследованию была объяснена не только специфическая окраска птиц, но и структура светонепроницаемых материалов. С опорой на полученные факты в 2020 году был исследован ярко-радужный окрас колибри, строение перьев которой оказалось схожим. Таким образом, наука совершила шаг вперёд, объяснив факты, которые не были ранее рационально и фактически обоснованы. Это свидетельствует об ее совершенствовании.

Если наука развивается, то какие существуют сценарии её преобразования? Учёные выделяют множество таковых, рассмотрим универсальные. Первый сценарий — интеграция наук. Получение новых знаний происходит благодаря соединению фактов из разных научных дисциплин и их методов в процессе исследования. Второй — эволюция науки. Каждое научное обоснование должно опираться на данные, полученные предшественниками. Новое знание должно быть лишь дополнением к старому. Третий сценарий — научные революции. Это концепция Куна, согласно которой наука развивается посредством смены научных парадигм — господствующих систем идей. То есть, она развивается циклично: от кризиса и революции до восходящего развития. Получается, наука не стоит на месте, она развивается, но разными путями — существуют различные сценарии получения новых знаний.

В качестве примера следует привести пример из истории науки. В 4 веке до нашей эры Аристотель в результате наблюдения за лунными затмениями доказал, что Земля круглая. Через 100 лет математик Эратосфен, опираясь на данные, полученные Аристотелем и на результаты эксперимента определил радиус Земли и длину экватора, а также составил одну из первых карт мира. Таким образом, знания, полученные Эратосфеном, являются результатом наложения новых данных на доказательства предшественника, что является примером эволюционного развития науки.

Подводя итог, хочется отметить, что в наука играет важную роль в жизни общества. Она решает проблемы, создает новые средства производства и исследует природу, которую люди боялись и от которой зависели долгое время. Всё это возможно благодаря увеличению количества новых знаний. Такой рост продуктивности обуславливается многими факторами, которые также являются результатом развития общества. Наука, как и общество не стоит на месте — она расширяется и интегрирует новые знания. Лихтенберг говорил про это — и он, безусловно, прав.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.