Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17.2 Роль массовых сцен в пьесе А. Н. Островского «Гроза» досрок 2020 (ЕГЭ по литературе)

В драме «Гроза» А. Н. Островский описывает картину унылой атмосферы провинциального города Калинова, в котором господствует авторитетное влияние «старших», богатых купцов. Калинов — собирательный образ приволжских городов, «Темное царство», пороки которого: лицемерие, невежество и самодурство, обличает писатель.

В своём произведении автор не только изображает патриархально-купеческий быт, но и делает акцент на индивидуальной судьбе личности. В образе Катерины раскрывается трагическое начало.

У неё «горячее сердце», наделенное естественным порывом к счастью, она не может жить вне воли, стесненная давлением внешнего мира.

В последних сценах пьесы давление на героиню гнета «самодуров»: свекрови Кабанихи и Дикого достигает пика, происходит кульминация противоборства «тёмного и светлого царства». Помимо воздействия на героиню надвигающейся грозы, драматург прибегает и к репликам персонажей, побуждающим её к покаянию: слова Тихона («Катя, кайся...»), калиновцев и, наконец, в момент наивысшего напряжения — сумасшедшей барыни, произносящей многозначительные, неоднозначные фразы о «погибельной красоте», приближающейся смерти и о бессмысленности страха перед грозой как перед покаянием в совершенном грехе. Слова барыни сопровождаются ударами гpoма.

В массовой сцене раскаяния Катеринины присутствует множество действующих лиц: городские жители, Кабанова, Варвара, полусумасшедшая барыня, Тихон. Все вокруг будто окружают героиню, небо становится зловещим, молния сверкает, вызывая страх у людей. Даже окружающий мир угнетает. Образ природы, самой стихии грозы имеет символический подтекст. Он указывает на скорое очищение, избавление Катерины от мук совести, от страданий, гнета нелюбящей жестокой свекрови. Катерина бессильно опускается на колени и видит изображенные на стене галереи картины Страшного суда. Она вскрикивает: «Ах! Ад! Ад! Геенна огненная», будто боясь мучений в аду за совершенные грехи. Всё как будто сосредоточено вокруг Катерины, кольцо сжимается, Катерина, рыдая, признается в измене мужу у всех на глазах.

Массовую сцену мы видим и в самом конце пьесы: Катерина решает покончить с собой, она прыгает с обрыва в Волгу. Кабанов, видя тело жены в воде, хочет вытащить её, произнося «...я её вытащу, а то так и сам…Что мне без нее!». Кабаниха оттаскивает сына, не позволяет ему жертвовать собственной жизнью. Вдруг мы слышим голоса несценических героев, жителей города, создающих шум за сценой, многоголосье, передающее волнение, страх, суматоху. Вместе с народом Кулигин приносит тело утопленницы, произнося идейно важные слова: "Тело её здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!"

Таким образом, массовые сцены в драме «Гроза» Островского помогают автору передать нагнетающую обстановку, описать трагический, неразрешимый конфликт в душе героини. Трагическая вина, лежащая на душе Катерины, вынуждает ее признаться в измене, автор изображает освобождение героини, искупление греха страданием.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.