Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17) Роль массовых сцен в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

Драма «Гроза» была написана А. Н. Островским во второй половине девятнадцатого века. Действие пьесы происходит в городе Калинов, «тёмном царстве». Основным конфликтом произведения является столкновение личности и толпы. Главная героиня, Катерина, наделена силой воли и высокими нравственными стремлениями. Для того чтобы показать, как на неё влияет общество, драматург использует массовые сцены. Рассмотрим некоторые эпизоды произведения, чтобы увидеть, какова их роль в пьесе.

Первой массовой сценой в драме является прогулка Кабановых.

Марфа Игнатьевна учит сына, как вести себя так, чтобы жена его боялась. Катерина пытается защитить мужа, но свекровь обругивает и её. Данная сцена не только знакомит нас с основными героями произведения, но и показывает мнимое благочестие семейства Кабановых. Так, Кабаниха «поедом ест» всех членов своей семьи. Кулигин говорит про неё: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кроме того, в репликах героев отражены и слабость Тихона, и бесправие Катерины. Главная героиня не хочет жить по законам «тёмного царства», ведь это противоречит её нравственным устоям, однако она вынуждена терпеть упрёки свекрови.

Кульминацией драмы является сцена признания Катерины в совершенном ей поступке. Одним из ключевых образов данного эпизода является образ полусумасшедшей барыни. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе религиозной Катерины: «Все в огне гореть будете в неугасимом!» Кроме того, ведущим мотивом действия является гроза, которую героиня воспринимает как наказание за свой грех. Также в этой сцене отражены торжество Кабановой и страдания Тихона не сколько от измены жены, сколько от того, что она призналась во всём при матери.

В финале произведения после смерти Катерины также можно наблюдать массовую сцену. Когда люди приносят тело девушки Тихон обвиняет свою мать в случившемся и обращается к жене с завистью: «А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Именно смерть Катерины побудила Тихона совершить протест.

Таким образом, массовые сцены показывают развитие внутреннего конфликта Катерины и отношение к ней семейства Кабановых и общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.