Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Роль массовых сцен в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)


Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 19 веке. Столкновение старых и новых взглядов стало основным конфликтом произведения. В драме присутствует несколько массовых сцен, которые играют огромную роль в повествовании — они показывают читателям, какими были жители города Калинова, раскрывают конфликт пьесы и образы ее героев.

Одной из самых ярких массовых сцен является фрагмент, когда Катерина признается Тихону и Кабанихе в измене.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Момент итак выглядит напряженным, поскольку главная героиня чувствует волнение и тревогу, но драматичности этой сцене прибавляет гроза, заставившая всех гуляющих жителей собраться вместе под сводом. «Смерть моя!» — Катерина никак не могла совладать с собой, она страшно боялась этого природного явления, поэтому, стоя под этим сводом, она чувствовала себя словно взаперти, а тяжелые мысли не покидали её. «Все сердце изорвалось» у Катерины, и она призналась в измене. Не смущало её даже то, что в этот момент было много свидетелей, не пугал её этот позор — настолько Катерина была честна перед собой, что не смогла скрыть правду, хотя знала, какое тяжелое наказание может последовать за признанием. Это раскрывает ее не только как искреннюю и честную девушку, но и как сильную и решительную. Она не может жить по принципам Варвары, сестры Тихона, для которой не составляет труда лгать своей собственной матери, а значит критик Добролюбов прав, называя Катерину «лучом света в тёмном царстве».

Этот фрагмент является кульминационным в конфликте Катерины и других героев — она не чувствует поддержку, никто её не может понять. Героиня одинока в своих убеждениях, а значит наказание свекрови уже не пугает её.

Также в данной сцене раскрываются образы некоторых жителей. Так, в действии появляется полусумасшедшая барыня, которая говорит бессвязные вещи, обращаясь к Катерине, и бранит её за «красоту». Именно ее фразы звучат для главной героини, как удары грома, давят на нее и напоминают о содеянном грехе. Хотя с такими речами дама обращается не только к Катерине, она все равно уверена, что они относятся главным образом к ней.

Кроме этого эпизода в пьесе не менее важную роль играет последняя массовая сцена, когда тело Катерины обнаруживают в воде. Тихон в этом фрагменте предстает не таким бесчувственным и равнодушным, каким кажется на протяжении всего произведения — он бежит вытаскивать Катерину в надежде на то, что девушка жива. А вот желчность и подлость Кабанихи не изменяют ей — она останавливает сына, потому что не считает нужным «себя губить» из-за ненавистной невестки. Даже после смерти Катерины она отзывается о ней грубо, не проявляет ни капли сочувствия и даже будто торжествует.

Этот фрагмент раскрывает конфликт старых и новых взглядов в произведении, поскольку именно здесь «жертва» самодурства Кабанихи, Тихон, осмеливается бросить вызов матери и впервые повышает на нее голос: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Это говорит о том, что порядкам представителей темного царства когда-нибудь настанет конец.

Образы жителей Калинова также раскрываются в данной сцене — они сочувствуют бедной девушке, а это значит, что в них осталась хоть капля светлых, добрых чувств, поэтому город не кажется уже таким «темным царством» — возможно есть в нём шанс на светлое будущее.

Говоря об обитателях Калинова, нельзя не упомянуть массовую сцену перед грозой, когда народ только начал собираться на бульваре. Из их диалога можно было понять, что часть свода «развалилась, заросла» после пожара, это значит, что жителям безразлично было внешнее убранство города, вероятнее всего, их волновала только собственная жизнь. А вот толки о Литве, которая «упала с неба» не только смешат, но и показывают людей Калинова как необразованных, глупых. Когда же Дикой с Кулигиным подошли к своду, все жители приняли «почтительное положение» и начали кланяться. Такой жест показывает, что они всеми способами пытаются угодить Дикому, хотя за глаза обсуждают его и бранят.

Таким образом, массовые сцены играют огромную роль в пьесе — они раскрывают образы Катерины, Кабанихи и Тихона, также являются важной частью в развитии основного конфликта пьесы, и, наконец, раскрывают образы жителей города.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id86471




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:55:53
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение