Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В каких произведениях русской литературы XIX века в образной структуре сна использована ситуация «героиня, её возлюбленный и противоборствующие силы» и в чём своеобразие художественной версии А. С. Грибоедова? (ЕГЭ по литературе)

Для произведений русской литературы ХIХ века характерно обращение к сновидениям как к одному из способов создания внутреннего мира персонажа. Схожими образными структурами обладают сны Софьи Фамусовой из комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», Татьяны Лариной из романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» и Светланы из одноимённой поэмы В.А. Жуковского.

Во всех перечисленных произведениях героини сталкиваются с противоборствующими им мистическими силами, олицетворяющими их страх краха отношений с возлюбленными. Так в романе «Евгений Онегин» во сне Татьяну Ларину преследует «косматый лакей» — медведь, который впоследствии уносит её к своему «куму» — Евгению Онегину, в гостях у которого «сидят чудовища кругом», желающие овладеть девушкой: они указывают на неё и кричат: «моё! моё!»; вокруг раздаются «лай, хохот, пенье, свист и хлоп», вызывающие ассоциации с демоническим.

В поэме «Светлана» девушке чудится нечто страшное, она видит кого-то с «яркими глазами», зовущего её в путь, полный таинственной мрачности, картину которого воссоздают образы чёрного ворона, кричащего «печаль!», «тёмной дали», гроба с мёртвым женихом. В комедии «Горе от ума» Софью утаскивает от возлюбленного собственный отец в сопровождении каких-то «не людей и не зверей», их провожают «стон, рёв, хохот, свист чудовищ». Все сны имеют трагическую концовку, в которой героини так или иначе разлучены с возлюбленными и отданы во власть демонических сил.

Если в романе Александра Сергеевича Пушкина и поэме Василия Андреевича Жуковского сновидениям свойственны фольклорные мотивы (обе девушки гадают, их сны пронизаны традиционными народными символами), то в комедии А. С. Грибоедова сон скорее метафоричен и ближе к реальности. К тому же, в отличие от снов Татьяны и Светланы, сновидение Софьи оказывается выдуманным, на что указывает её заминка перед началом повествования: «Позвольте... видите ль...». В этом и заключается своеобразие художественной версии Александра Сергеевича Грибоедова.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском