Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Композиция романа «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии личности Печорина (Лермонтов М. Ю.)

На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» — одно из самых неоднозначных, запутанных и сложных в понимании произведений русской литературы. Это, пожалуй, объясняется тем, что главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, а точнее его характер, составлен из пороков всего общества XIX века. Этим романом Лермонтов стремился обратить внимание читателя на те или иные недостатки, которые, безусловно, есть и у него. В связи с этой целью роман имеет ряд особенностей. Одной из таких отличительных черт является композиция произведения, играющая весомую роль в раскрытии характера Печорина.

Во-первых, уникальность построения «Героя нашего времени» определяется расхождением фабулы (действий в хронологическом порядке) и сюжета (событий в композиционной последовательности).

Если бы главы романа были расположены в правильных временных рамках, то содержание должно было быть следующее: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина». Но в действительности эта последовательность сильно нарушена. Возникает вопрос: зачем? Для этого требуется внимательно проанализировать сюжет. Все главы романа можно условно разделить на три части. Первая — повесть «Бэла» — читатель впервые знакомится с Григорием Печориным и узнаёт некоторые черты его характера через описания Максим Максимыча, простодушного, малообразованного штабс-капитана. Это лишь первые «наброски» к общему портрету главного героя, так как пожилой мужчина не способен понять всю сущность Печорина. Вторая часть — предисловие к журналу Печорина и глава «Максим Максимыч». Происходят более глубокое погружение в характер главного героя, так как читатель видит его уже со стороны рассказчика. В этой части даётся первое подробное описание внешности Печорина и его поступков. И третья — журнал Григория Александровича, через который становится ясен внутренний мир героя, объясняющий его поступки. Это наивысшая эмоциональная точка романа, полное погружение в сущность Печорина. Именно для постепенного раскрытия характера главного героя автор и использовал несоответствие фабуле.

Все действия романа можно условно разделить на два уровня. Первый, верхний — это все внешние события произведения. Второй уровень — противостояние чувств, эмоций и характеров героев. В данном случае первый выступает «оболочкой» для нижнего уровня. Таким образом, акцент идёт не на поверхностные действия, а на внутренние миры героев. Композиция здесь имеет самое непосредственное значение (к моменту дуэли читатель знает, что Печорин не погибнет в схватке, а умрет по дороге в Персию — внимание обращается на чувства, испытанные главным героем: до и после дуэли).

В итоге, композиция романа «Герой нашего времени» — это некий «инструмент» для полного и правильного раскрытия характера Печорина, а вместе с тем и всего общества XIX века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.