Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Герой нашего времени. Образ Печорина (Лермонтов М. Ю.)

Может ли глубоко чувствовать человек, отвыкший от любого проявления чувств? Ответить на этот вопрос сколько-нибудь внятно может только сам этот человек. Он - персонаж, но персонаж реально живущий во многих. Это собирательный образ своего поколения, герой своего времени. Его нашёл в характерах людей и оживил на бумаге Михаил Лермонтов. Этот персонаж - Григорий Александрович Печорин.

В первой же главе романа "Герой нашего времени" он предстаёт непорядочным человеком: крадёт Бэлу, не заботясь о её чувствах.

Сразу возникает впечатление, что он способен только на поверхностное увлечение. А после трагической (и почти предопределённой с момента похищения) смерти Бэлы Печорин остаётся спокоен. Вот как это описывает Максим Максимыч: "его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся…" - и ведь Печорин сам признаётся, что не любил по-настоящему: ". . . влюблялся в светских красавиц и был любим,  – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…" Не чувство, а маска, надетая ради развлечения.

В главе "Княжна Мэри" Печорин сам раскладывает эти чувства-маски перед читателем. Он признаётся: "У меня в рождённая страсть противоречить. ", "Я не способен к дружбе. ", "Я презираю женщин, чтобы не любить их" - и так далее. И сразу оправдывает себя тем, что он приобретал те качества, которые люди в нём предполагали. Он постоянно играет на чувствах людей, вызывая исключительно негативные эмоции - на каждом шагу злит княжну и своего приятеля Грушницкого, ликуя каждый раз, когда кто-то приходит в бешенство или впадает в отчаяние. Печорин - один из тех, кто живёт, неся несчастье и другим, и себе.

Кажется, что он безнадёжно пуст, но вдруг в сюжете произведения появляется Вера. Вернее, сначала появляется только упоминание о ней. Тогда Печорин вспоминает её сразу, даже без подробного описания. Хватило одной приметы - родинки на щеке. Печорин, всегда хладнокровный и безразличный, вдруг начинает волноваться и теряется в догадках: "Она ли это?". . . Кажется, что это - момент, когда душа в нём проснулась. . . Но нет. При встрече он ранит Веру, напоминая ей о прошлом и о позоре измены мужу: "Тогда ты была замужем, но это нам не помешало" - говорит он. И это не могло быть случайностью - тот, кто изучил все струны человеческой души, не делает таких грубых ошибок. А это означает, что он ранил Веру намеренно. Возможно, с целью не выходить из привычного образа. . .

Вероятно, этот герой легко мог бы оправдать себя, как и всегда. Ведь после всех нанесённых им обид он как ни в чём не бывало стал ухлёстывать и за княжной, и за Верой, чтобы позже бросить обеих.

Зачем ему всё это? Он просто скучает. Ему забавно от чужих страданий. Кому-то может сначала показаться, что Печорин -  влюбчивый романтик, ведь он знает любовь к разным женщинам. Может возникнуть впечатление, что его действительно испортило чужое мнение, можно даже посочувствовать этому человеку. Но на самом деле Печорин просто слаб, он безнадёжно устал от жизни и сам задушил в себе любовь раз и навсегда. Пожалуй, единственную любовь - любовь к Вере.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.