Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль приема контраста в поэме А. Блока «Двенадцать»? (ЕГЭ по литературе)

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком черед два месяца после того, как в Петрограде произошло вооруженное восстание. Пытаясь уловить «ветер», «страшный шум» времени, переломный характер эпохи, поэт пишет поэму о революции. Чтобы передать революционные настроения основным художественным приемом Блок выбирает антитезу. Что же противопоставляется в произведении и какова роль контраста?

Поэт противопоставляет «старый» мир — представителей отмирающего буржуазного общества, и «новый» мир, который представлен двенадцатью красногвардейцами.

Их отношение к революции разнится. «Старый» мир – старушка, которая смотрит на плакат с надписью «Вся власть Учредительному Собранию!» и «плачет» над тем, что его можно было потратить на портянки «для ребят», «буржуй на перекрестке», «писатель-Вития», товарищ Поп, женщины легкого поведения — сравнивается с «голодным», «безродным» псом, который дрожит перед переменами и боится революции (психологизм «поджавши хвост»). Стихия революции сметает их с ног: это подчеркивается риторическим восклицанием «Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек», а также показано с помощью психологизма «старушка… перемотнулась через сугроб», «поскользнулась» и т. д. А новые люди — двенадцать армейцев — являются предвестниками новой эпохи, они провозглашают лозунги (рефрен «Революцьонный держите шаг! / Неугомонный не дремлет враг!»), идут вперед «державным шагом» и ничего не страшатся («Ко всему готовы, / Ничего не жаль…»). Их сопровождает ветер: стихия революции идет вместе с ними («Гуляет ветер, порхает снег, / Идут двенадцать человек»).

Противоречивыми предстают и образы самих красногвардейцев. Образ двенадцати «апостолов», которых ведет Исус Христос, не состыкуется с образом убийц, каторжников (деталь «бубновый туз», который надо б на спину»): «В зубах – цыгарка, примят картуз…».

В то же время они противопоставлены своему предводителю. Образ святого Исуса Христа в «белом венчике из роз» контрастирует с красногвардейцами «без имени святого», «без креста», готовыми пальнуть в «Святую Русь». Исус у Блока – светлый образ, который показывает надежду Блока на радостное, безмятежное будущее, и несмотря на душевную пустоту и отчаяние гвардейцев («Скука скучная…»), они идут за «кровавым флагом»: автор верит в то, что люди найдут выход к гармонии, к счастью.

Поэт показывает противоречия во внутреннем мире одного из гвардейцев — Петьки. С одной стороны, в 6 главе он вместе с остальными армейцами нападает на сани и беспощадно стреляет в сидящих там Ваньку с Катькой, грозя первому расправой за присвоение «девочки чужой»: автор использует звукоподражание выстрелу, которое сливается с разноголосицей красногвардейцев — их неконтролируемость, вседозволенность и жестокость («Трах-тарарах! Ты будешь знать/ Как с девочкой чужой гулять!..», «Лежи ты, падаль, на снегу!») Но с другой стороны, мы видим мучения и терзания Петьки, «убийцы» своей возлюбленной: это показано с помощью психологизма «не видать совсем лица», «замотал платок на шее» и реплик самого героя, наполненных междометиями и риторическими восклицаниями («Ох, товарищи, родные…», «Загубил я сгоряча… ах!») Катька как напрасная жертва революции отражает идею Блока о том, что нельзя строить счастье на чужой жизни, на чужом горе.

Противопоставлены также и цветовые образы поэмы. С самого начала произведения мы видим контрастные цвета: черный – олицетворение «старого», уходящего («черная злоба», «черный вечер»), и белый — олицетворение «нового», устремленного в будущее, светлое («белый снег», а также именно в «белом венчике» будет идти Исус Христос).

Таким образом, А. Блок выбирает основным приемом антитезу чтобы отразить противоречия революционного времени. Контраст в поэме показывает революцию как сумбурную, всеобъемлющую и хаотичную стихию, чьи жертвы — напрасны, а также показаны вседозволенность «нового» мира и беспокойство перед переменами «старого» мира. А Святой образ Иисуса Христа, который хоть и противопоставляется двенадцати красногвардейцам, отражает надежду поэта на светлое, мирное будущее.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.