Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Фольклорные мотивы в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова» (ЕГЭ по литературе)


«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в первой половине девятнадцатого века. Роль фольклорных мотивов в лироэпическом произведении автора велико, поскольку они приближают творение писателя к народным сказаниям, своим содержанием преподающим какой-либо нравственный урок, а также вводят христианские идеалы человеколюбия и жизни «по совести».

Повествование в поэме ведется от лица гусляров, которых привечает не только обыкновенный люд, но и «боярин» с «боярыней».

Это говорит о том, что ценности, воспеваемые в «Песне…», близки всем, кто чтит заветы христианства. «Народность», «сказовость» поэме придает не только особая композиция, состоящая из зачина, припевов и др., но и просторечные слова, архаизмы, междометия, использованные Лермонтовым: «ай», «гей», «чеснова отца», «ланиты». Важнейшим фольклорным образом является богатырь, противопоставленный «злым» силам. Так, им является Степан Парамонович, человек чести и твёрдой веры. На приеме антитезы построены образы его и его противника — «злого опричника» Кирибеевича, не имеющего имя, прозвище которого даже не выведено в заглавие. Их «кулачный бой» напоминает поединок богатыря с силами зла. От удара Кирибеевича Калашникова спасает крест, что очень символично. Вера спасла человека, живущего «по совести». Однако она не была способна укрыть Степана Парамоновича от гнева и вероломного поведения царя, который считает, что, казнив и наделив родственников убитого различными благами, он совершает великую «милость».

Фольклорный и христианский мотив страдания за правду нашел свое отражение в судьбе Калашникова. Его всё же казнят, похоронив «промеж трех дорог», что тоже является символичным (число «три» и мотив пути — важные элементы в произведениях фольклора). Так Лермонтов делает из своего персонажа настоящего народного героя. У его могилы и старик «перекрестится», и «девица» «пригорюнится», и «молодец» «приосанится». Перепутье, на котором был похоронен Калашников, является символом выбора, заставляет прохожих задуматься о своей жизни, о том, правильно ли они ее проживают, чтут ли они честь.

Таким образом, роль фольклорных мотивов в поэме Лермонтова велика. Они помогают создать народное произведение, в котором содержится нравственный урок и воспеваются общечеловеческие и христианские ценности.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение