Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Человек и природа в повести Ч. Айтматова «Белый пароход» (Школьные сочинения)

Природе принадлежит одно из первых мест среди тех ценностей, на которые человек опирается в течение всей жизни. Не только потому, что все мы, живые люди, — часть природы, и наши истоки, наши корни в ней; не только потому, что природные катастрофы несут гибель и нам, жителям земли, но ещё и потому, что отношением к природе, способностью понимать её, слиться с нею, жить её жизнью проверяется человеческая душа. Сохраняя природу, бережно относясь к ней, мы сохраняем и оберегаем свою душу, не давая ей очерстветь, не давая ей разрушиться, не впуская туда злое начало. Вот почему проблема взаимоотношений людей и природы — это проблема нравственная, и она всегда волновала русских писателей. Не случайно, например, "любимые" герои Толстого, как, например, Пьер, удивительно чувствуют природу, и именно она является для них своеобразным мерилом подлинности, естественности, доброты и справедливости человеческого бытия.

Современные писатели также уделяют много внимания проблеме взаимоотношений между природой и человечеством.

В повести Василия Белова «Привычное дело», в книге Виктора Астафьева «Царь-рыба», в романах Чингиза Айтматова, и во многих других произведениях затрагивается подобная проблематика. Каждый автор по-своему пытается разрешить их, но все они сходятся на одном: гибель природы по вине человека несёт гибель, прежде всего, душе этого человека, а иногда и его жизни.

Остановимся подробнее на повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».

Главный герой — семилетний мальчик (он даже ни разу не назван по имени, он просто «мальчик», символ чистоты, детства) живёт на кордоне в лесу вместе с дедом Момуном и бабкой которая на самом деле не родная ему. Окружающая мальчика природа настолько близка ему, что он воспринимает её как совершенно живое, близкое ему существо. Он разговаривает с нею, делится сокровенными мечтами, своими повседневными заботами. Кажется, что она заменяет ему мать, так как настоящая мать его оставила на попечение деду, а сама «устраивает» свою жизнь в городе.

Мальчик дает имена камням, наделяет их чертами характера, как людей (есть камни «добрые», «хитрые», «глупые», «вредные»). И камни, и растения — они все живые (так воспринимает их мальчик). Есть цветы — верные друзья; когда тебе плохо, они скроют тебя в своих зарослях. «И главное — они не заслоняют небо». Небо — тоже друг. Облака, ползущие по нему, понимают тебя, сочувствуют тебе и, чтобы отвлечь от грустных мыслей, постоянно превращаются в разных существ.

Мир природы добр к мальчику; он созвучен его душе; он принял его, впустил в себя, готов ему помочь, и мальчик платит ему взаимностью.

Он одинок, и поэтому мир природы стал его семьей. Центром этого мира является Рогатая Мать-олениха, от которой, как говорит дед, пошел рот киргизов. Это глубоко символичный образ: ведь именно она спасла род людей, не дав ему погибнуть, выкормила своим молоком, принесла счастье. Мать-олениха — символ добра, справедливости, чистоты (она белая). Она всегда готова прийти на помощь тем, кто в ней по-настоящему нуждается, но для этого необходимо, чтобы душа мальчика была открыта ей, открыта добру.

По законам природы (по законам добра и красоты) живут мальчик и его дед Момун, но есть иные люди, которых даже людьми-то называть не хочется, — творящие зло, несущие разрушение, потому что в душе у них пустота, потому что живут они по законам стада. («Их даже трава не любит», — думает мальчик.) Это Орозкул, муж бездетной тетки матери Бекей, которую Орозкул постоянно избивает, вымещая на ней злобу на жизнь, которую ему приходится вести. Он считает себя царем природы и, призванный её охранять (он лесничий), распродает направо и налево лес, уничтожает деревья.

Именно по приказу Орозкула дед Момун убивает Рогатую Мать-олениху. Момун оказался слаб, он делает это, чтобы «умаслить» Орозкула: ведь тот платит ему зарплату, а у него на руках внук; кроме того, дочь Момуна, Бекей, не может иметь детей, и Момун постоянно чувствует себя виноватым. Но нет ему прощения: после жирной трапезы (он тоже ест мясо Матери-оленихи) он валяется, как мертвый, возле потухшего костра. Ужасна сцена, когда пьяный Орозкул вырубает рога Матери-оленихи. Её кроткий, будто еще живой глаз с укором смотрит на него, но еще один удар топора — и всё, глаза мертвы. Убиваются добро, жизнь, вера, убивается природа. Мальчик видит в Орозкуле фашиста (для него это воплощение зла), не случайно в его воображаемом плане мести Кулумбек кричит Орозкулу: «Шнель! Шнель!».

Мальчик не может понять и простить жестокость, смириться с ней. И тогда он выбирает для себя единственно возможный путь — уплыть из мира, где царствует зло, в свою сказку, к своему «белому пароходу».

В финале повести автор говорит о том, что единственное его утешение — поступок мальчика, способного отвергнуть то, с чем не смирилась его душа, прожившего свою жизнь коротко и прекрасно, как молния. «Правда пребудет вовеки», — пишет Айтматов, а олицетворением этой высшей правды.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.