Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема чиновничества в поэме «Мёртвые души» (Гоголь Н. В.)

Из курса истории всем нам хорошо известно, что двумя ключевыми проблемами начала 19 века были крепостное право и бюрократия. Чиновники зачастую забывали о своих прямых обязанностях, о страже порядка и справедливости, и начинали пользоваться высоким положением для собственного блага. В их среде царила коррупция, чинопочитание, казнокрадство и беззаконие. Неудивительно, что в такой ситуации тема чиновничества и разоблачения его недостатков стала очень популярной в литературе того времени.

Многие произведения Гоголя, такие как "Ревизор", "Шинель", "Смерть чиновника", так или иначе её затрагивают.

Кроме того, читая поэму "Мертвые души", мы тоже неоднократно сталкиваемся с образами чиновников того времени. Примечательно, что рассказывая о них, Николай Васильевич старается максимально их типизировать, выделить тот факт, что они ничем не отличаются от других. Такой прием позволяет ему как переходить от частного к общему, описывать быт, нравы, жизнь чиновников обычного губернского города, но подразумевать под ними быт, нравы и жизнь людей по всей стране.

Нужно отметить, что образы стражей порядка и помещиков в поэме зачастую перекликаются. Именно они, по мнению Гоголя, являются в поэме настоящими "мёртвыми душами". И те, и другие не слишком образованы, ведут довольно праздную, беззаботную жизнь и совершенно забыли о таком понятии, как гражданский долг. Скажем, Собакевич в одной из сцен говорит Чичикову: "Пошлите теперь же к прокурору... он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты...".

Впрочем не стоит забывать, что, в отличие от блеклых и сонных будней помещиков, каждый день в жизни чиновников города NN наполнен всевозможными событиями, зваными ужинами, выездами в свет и прочими хлопотами. Конечно, стоит только посмотреть на это с другой стороны, сразу же становится понятно, что все их существование бесцельно, все их занятия пусты и бессмысленны. Нельзя, однако, не восхититься тем, как им удается при всех этих обстоятельствах в течение такого длительного времени сохранять видимость бурной деятельности. Конечно, эта иллюзия готова разрушиться от первого же прикосновения, от первой проверки. Я думаю, что истинная причина их чрезмерного чинопочитательства и взяточничества заключается именно в этом. Ведь получается, что они столько энергии тратят на создание этой видимости — впустую, но откуда им об этом знать? — и им вовсе не хочется видеть, как она рухнет, но и не хочется заниматься чем-то осмысленным и уж тем более им не хочется слезать с насиженного места. И поэтому они одновременно трепещут от мысли о проверяющих чиновниках, занимающих более высокие должности, и допускают мысль о том, что можно будет просто от них откупиться, как они привыкли поступать между собой, в своём тесном, словно семейном кругу.

Портреты чиновников Гоголь создает очень умело и легко. Каждый из них получает какую-то заметную, порой довольно забавную или даже нелепую черту, как губернаторское вышивание по тюлю или прокурорские черные густые брови. Конечно, каждая из этих деталей имеет свой тайный смысл, ведь это значит, что обо всех этих людях толком и нечего больше сказать, нечего в них больше подметить. Будь губернатор справедливым, неподкупным и выдающимся человеком, разве стали бы окружающие задумываться о том, вышивает ли он по тюлю или занимается чем-то ещё? Или будь прокурор более деятельным и старательным, неужели не нашлось бы в нем ничего, кроме бровей? К таким мыслям подталкивает нас сам писатель.

Одним из наиболее подробно описанных в поэме чиновников является Иван Антонович Кувшинное Рыло. Нам одновременно смешно и грустно читать о том, как он занимается взяточничеством. С одной стороны Гоголь рассказывает об этом с потрясающей иронией, так что мы просто не можем не посмеяться над самой ситуацией, но с другой стороны становится жутко от осознания того, что это происходило тогда и происходит до сих пор по всей стране и что множество людей вынуждены зависеть от прихотей таких корыстолюбивых чиновников и считаться с их неконтролируемыми, непрерывно растущими аппетитами.

При разговоре о теме чиновничества в "Мёртвых душах" не стоит также упускать такую важную деталь, как то, что самом начале поэмы все они описаны согласно иерархии, как бы от большего к меньшему, в соответствии с занимаемой должностью. Кроме того, Гоголь условно делит высшее общество на два типа — толстых, которые, условно говоря, держат в своих руках всю власть и влияние, и тонких, которые находятся у них в услужении. Конечно, эту самую иерархичность и вытекающее из неё чинопочитание Гоголь также пытается представить на суд читателя.

Таким образом, в поэме "Мёртвые души" автору удается на примере типизированного чиновничьего общества губернского города NN выявить и высмеять проблемы всего бюрократического аппарата того времени. Чиновники предстают перед нами абсолютно пустыми, праздными, никчемными людьми, настоящими "мертвыми душами", заботящимися лишь о собственном обогащении. Гоголю удалось блестяще передать атмосферу, умело используя различные приёмы и один за одним обличая пороки современного ему общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.