Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского (ЕГЭ по литературе)


Двойники в литературе — это персонажи, повторяющие черты главного героя, тем самым помогая лучше раскрыть его характер, показать отрицательные или, наоборот, положительные качества. В своём произведении «Преступление и наказаниние» Ф. М. Достоевский показывает нам двух персонажей-двойников главного героя, с помощью которых полностью развенчивает его бесчеловечную теорию.

Теория Раскольникова состоит в том, что все люди делятся на обыкновенных и необыкновенных, то есть на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые это люди великие, к ним он причисляет Наполеона, Магомета, Ньютона и других. Раскольников считает, что «необыкновенные» люди способны совершить преступление, «пролить кровь по совести», это «господины будущего», «законодатели и установители человечества». В то время как люди «обыкновенные» это просто «материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».


Именно теория Раскольникова толкает его на преступление. Раскольников хотел доказать себе, что его теория верна и что именно он тот самый «необыкновенный» человек, который сможет убить и не испытывать мук совести.

В теории Раскольникова мы видим некоторое сходство с теорией Петра Петровича Лужина, одного из двойников главного героя. Теория Лужина, или «теория целого кафтана» состоит в том, что в первую очередь нужно заботиться именно о себе, ведь если у тебя будет кафтан и ты отдашь его половину мерзнущему человеку, то вы оба замерзнете. Лужин живет по принципу “возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Он считает, что чем больше будет людей с «целым кафтаном», тем лучше будет благосостояние всего общества. Лужин готов на всё ради извлечения выгоды и достижения своей цели. Хотя корыстные цели Лужина отличаются от благородных целей преступления Раскольникова, но мы все равно можем видеть сходство в их теориях.

Свидригайлов совершил множество преступлений и смог заставить свою совесть молчать. Этим он и привлекает Раскольникова, в Свидригайлове он пытается найти способ не испытывать мук совести. "Мы одного поля ягоды", — говорит Свидригайлов Раскольникову, подчёркивая их сходство. Самоубийство Свидригайлова показывает нам крах теории Раскольникова и что в конечном итоге ждет его самого. Свидригайлов совершенно потерял свою человечность, упал на дно и уже не может выбраться, его теория довела его до духовной смерти, а потом уже и до физической. У Раскольникова же ещё есть шанс признаться в совершенном и понести наказание, что он и делает. Но никакое наказание преступника не вернёт к жизни убитых людей.

Сравнивая главного героя с другими персонажами, Достоевский развенчивает теорию Раскольникова, приводит его к переосмыслению прежних взглядов. Увидев своих двойников, Раскольников понимает бесчеловечность и неправильность своей теории, признается и раскаивается в своем преступлении.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 06:42:53
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение