Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема нигилизма и принцип «таинственного нравоучения» в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)

Иван Сергеевич Тургенев в своём романе «Отцы и дети» действительно смог задеть живой нерв эпохи. В то время, когда материалистические европейские течения начали проникать в Россию, появляется нигилизм – отрицание всего предшествующего опыта человеческой мысли и социальных норм. Он воспринимался в правящих кругах как социальная и культурная опасность. Именно поэтому роман «Отцы и дети» посчитали причиной волнений в народе. Главный герой произведения не признаёт авторитетов. Однако, несмотря на возмущения современников, нельзя сказать, что Иван Сергеевич даёт объективную оценку явлению нигилизма и конфликту «отцов» и «детей».

Тургенев не высказывает своё мнение прямо, но суть и идея романа проступает в диалогах и действиях его героев. В этом и отражается принцип «таинственного нравоучения», о котором говорил Николай Николаевич Страхов в своей статье, посвящённой роману.

Главным и самым ярким отражением этого принципа является Евгений Базаров. Он считает себя нигилистом, то есть человеком, который не принимает ни одного утверждения на веру, каким бы уважением он ни был окружён. Базаров является материалистом, отвергающим всё, что нельзя применить на практике. Он не видит смысла в музыке, поэзии, живописи. То есть всём, что призвано вызывать эмоции. Однако Базаров – далеко не однозначная фигура. Ведь сквозь любое его отрицание проступает то, что отрицается. Базаров говорит, что ничего не проповедует, но все его слова пестрят афоризмами, являющимися его проповедью: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» или «Порядочный учёный ценнее, чем двадцать писателей». Но белее того, его афоризмы часто не согласуются с тем, что он на самом деле чувствует. Базаров утверждает, что рассматривает только привлекательность Одинцовой. Но мы видим, что к ней он испытывает страсть и любовь, то есть именно то, что отрицает. Рядом с Одинцовой проявляется его глубокая романтическая натура. «Дуньте на лампаду» - фраза, свойственная романтику, но никак не холодному цинику. Таким образом, воззрения, принципы поведения Базарова нередко противоречат его чувствам. Евгений отрицает дружбу, но Тургенев показывает дружбу Аркадия к Базарову. Базаров отрицает любовь, но без памяти влюбляется в Одинцову. Он отвергает семейные узы, но автор описывает картину трогательной родительской любви. На любой тезис Базарова в романе есть противоположный ответ.

Ещё одним примером принципа «тайного нравоучения» служит мнимый и одновременно серьёзный конфликт Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович – интеллигентный, образованный аристократ, имеющий консервативные взгляды. Он является главным оппонентом Базарова в романе. Евгений отвергает то, что защищает и уважает Кирсанов – вековые культурные ценности. Однако и этот конфликт вовсе не является однозначным. На самом деле Павел Петрович – истинный нигилист, но только с консервативными порядками. В отличие от Базарова, он по-настоящему разочарован в любви. Кирсанов и Базаров являются соперниками и собратьями по судьбе. Несмотря на внешнее противостояние, мы видим, что герои не столь различны между собой. Они оба умны, талантливы, тщеславны, оба одиноки и оба чужды обществу. И снова на тезис даётся противотезис. Мы видим, что между энергичностью «детей» и покорностью «отцов» противоречия мнимы. Взгляды молодёжи со временем переплетаются и сближаются со взглядами старшего поколения.

Как итог, мы можем судить, что сквозь любое резкое отрицание в романе проступает то, что является объектом отрицания. В этом и состоит жизнь с её неправильностью, сумбурностью и естественностью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.