Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Стоит ли быть добрым к тому, кто тебя обидел? (Итоговое сочинение (декабрьское))

В русском языке существуют два противоположных понятия: «добро» и «зло». Тема добра и зла, а также их проявления в жизни и в человеке интересовала людей на протяжении веков: в особенности вопрос о том, что мотивирует людей совершать злые поступки, такие как: унижение более слабых, а также есть ли основание в том, чтобы человеку не отвечать злом на обиды?

Эту проблему можно назвать нравственно-философской, ведь любой человек интуитивно тянется к светлому, доброму, но в нашем мире «познания добра и зла» люди часто поддаются злу в себе - алчности, гордыне, жестокости и часто, следствием этого становится их негативное отношение друг к другу.

Как же относиться доброму человеку к поступкам людей, охваченных злом, и какие основания у добра не поддаваться ответному злу? Тема добра и зла заставляла многих писателей задумываться над поставленными выше вопросами. Обратимся к некоторым из этих произведений.

В рассказе Андрея Платонова «Юшка» рассказывается о судьбе героя по имени Ефим Дмитриевич, по прозвищу Юшка, который работает помощником кузнеца.

Главный герой - честный, добрый и трудолюбивый человек, но, к сожалению, в свои сорок лет он болеет чахоткой. Кроме этого, Юшка постоянно подвергается издевательствам со стороны жителей деревни, на которые он не обижается, а считает, что окружающие так проявляют к нему свою «слепую любовь». По-видимому, его душа более мудрая и он верит, что глубинная суть каждого человека-есть добро, но в то же время он понимает, что люди подвержены влиянию зла и часто не могут ему противиться. Он надеется на их будущее нравственное выздоровление.

Но однажды юшкиному терпению приходит конец. Возвращаясь из кузницы, он встречает прохожего, который начинает потешаться над ним и спрашивает у него, что неужели он до сих пор ещё жив. Впервые Юшка не стерпел насмешки молча, а ответил прохожему, что если он родился, то значит, нужен белому свету, как и сам прохожий. Эти слова пришлись прохожему не по вкусу и он толкнул Юшку в больную грудь, от чего тот умер.

Юшка жил все эти года праведной жизнью и, как оказалось проявлял и самоотверженность: все заработанные деньги Юшка отвозил в Москву девушке-сироте на её пропитание и обучение. Когда герой умер, девушка перебралась в его родной город и осталась там работать, бескорыстно помогая людям, и все стали её называть «юшкиной дочерью». Таким образом, добро, проявленное Юшкой по отношению к людям, не пропало даром: память о нем осталась жива благодаря его моральной чистоте, незлобию, прощению людей. Его приемная дочерь приняла от него «эстафету добра».

Ещё одним примером бескорыстного проявления добра к окружающим и миру является жизнь главной героини рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Матрёна всю жизнь жила не для себя: она постоянно работала то на колхоз, то на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу и никогда не прося за неё денег. В Матрёне, была огромная внутренняя сила, которая позволила ей преодолеть все невзгоды и трудности жизни. А погибла она из-за жадности Фаддея, не давшего исправных саней. Автор подчеркивает, что когда родственники хоронили Матрёну, они плакали скорее всего по обязанности, чем от душевной боли, и думали только об окончательном разделе матрёниного имущества. Несмотря на то, что кроме нескольких близких героине людей-приемной дочери Киры и «Второй Матрёны» - жены Фаддея, остальные люди, которым она бескорыстно помогла в жизни, относились к ней неодобрительно. Автор делает удивительный вывод из этой истории на заданный самому себе вопрос: ради чего существуют на свете такие исключительные люди и зачем нужно добро в мире; он отвечает словами народной мудрости, известной людям ещё с древности: «Матрёна и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.». Я считаю, что без таких людей как Матрёна мир уже давно бы разрушился от человеческой злобы, жадности и эгоизма. А существование таких героев дает нам шанс пробудиться от «душевной спячки» и вспомнить о добре, любви, честности как о самых главных ценностях человеческого бытия.

Рассказы Платонова и Солженицына учат нас, что добрый человек - это мудрый человек, который не отвечает злом на зло. Он чувствует сердцем, что таким образом зло не преодолеть в мире. Примером тому является поведение Юшки и Матрёны, которые понимают, что зло преодолимо, когда люди, которые ощутили проявление добра в окружающих, устыдятся своего собственного зла и почувствуют всей душей, что добро - проявление радости бытия.

Я считаю, что на такое поведение способны не все люди, а только сильные духом и находящие утешение в том, что они сами по себе живут в этом «эдемском» состоянии радости творения добра и способны не подчиняться злу. Лично я верю в неистребимую силу добра в любых его проявлениях. Мне кажется, что добрых людей намного больше, чем злых.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.