Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Тема гордости в повести А.П.Чехова «Черный монах» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Повесть “Черный монах”, написанная Чеховым в 1893 году, после публикации сразу привлекла внимание многих критиков и писателей. В свое время она получила статус одной из самых загадочных повестей Чехова в силу большего количества трактовок идеи произведения.

В начале главного героя повести Коврина встречает “старинный парк, угрюмый и строгий”. Парк - это лишь часть огромного сада Песоцких, которые наряду с Ковриным являются основными персонажами произведения. Парк создает мрачное, нагнетающее настроения и, безусловно, автор создает такое впечатление не просто так. Но пока мрачный парк сразу сменяется на сад, полный ярких, нежных красок. Чехов отмечает, как много разных цветов, кустов и деревьев, которые привлекают и главного героя. Больше всего Коврин удивляется тем “причудам” в саду Песоцкого Егора Семеныча.

Егор Семеныч здесь представлен, как человек, поддавшийся гордыни и решивший подчинить природу, почувствовав себя сильнее ее. Безусловно, Чехова не привлекает этот сад, он неестественный и потому безобразен. Сам же Егор Семеныч называет декоративную часть сада “пустяками”. Видимо, он сам понял свою заурядность и не считает уже свои извращения властью над действительностью. Однако Егор Семеныч все же уверен, что Коврин вырос необыкновенным и гениальным оттого, что он воспитал его, что еще указывает на то, какого самомнения был Песоцкий. Образ Егора Семеныча играет важную роль в понимании произведения и объясняет причины гордыни Коврина.

Вторым важным персонажем повести является Таня Песоцкая, дочь Егора Семеныча, которая тоже любит Коврина и, вероятно, из-за отца также считает его талантливым и незаурядным человеком. При их первой встрече она разговаривает с ним, как с человеком совершенно другого рода. “Вы мужчина, живете уже своею, интересною жизнью, вы величина… Отчуждение так естественно! Но как бы ни было, Андрюша, мне хочется, чтобы вы считали нас своими”. Интересный момент, все герои повести уверены, что особенный человек будет отчуждаться от общества. Таня любит своего отца, но признает, что у них “только сад, сад, сад - и больше ничего”. “Вся наша жизнь ушла в сад, мне даже ничего никогда не снится, кроме яблонь и груш”. Егор Семеныч не просто был горд за свой сад, он посвятил свою душу садоводству и не занимался ничем, кроме него.

Коврин - главной герой произведения, мать которого умерла в раннем детстве, а его попечителем и воспитателем стал Егор Семеныч. Он магистр филологических наук, приехавший погостить и отдохнуть от работы.

Своей помешанностью на работе Коврин напоминает Егор Семеныча. Тот тоже постоянно занят работой, но в саду.

История о черном монахе приходит в голову, когда Коврин слушает серенаду Брага, в которой девушка слышала таинственные звуки, которые настолько прекрасны, что никому из смертных их не понять. Кто ему рассказал эту легенду, где он ее услышал, Коврин сам не знает. После разговора с Таней Коврин, пытаясь вспомнить, откуда он знает легенду идет в тот мрачный, темный парк, который встречал его по приезде в деревню. “И кажется, весь мир смотрит на меня, притаился и ждет, чтобы я понял его…” - думает Коврин. То, какого Коврин мнения о себе, уже понятно. Он думает, что весь мир хочет, чтоб он что-то понял. Правда непонятно, почему он решил, что он избранный. И именно в этом “неизвестном загадочном месте” главный герой встречает черного монаха, который пронесся мимо него в смерче, кивнув “ему ласково и в то же время лукаво”. Указание на лукавство монаха не просто так.

После этой встрече Коврин видел снова и снова черного монаха, и разговор их всегда об одном и том же. Черный монах вещал ему, что Коврин является “одним из немногих, которые по справедливости называются избранниками Божиими”, а он спокойно слушал и восхищался тем, что монах говорит о нем, о смысле жизни и бессмертии людей.

Все вокруг внушают Коврину, что он особенный, незаурядный, избранный, но почему? Неизвестна ни одна его работа, ни одно его достижение, даже Егор Семеныч, восхищающийся им, толком не знает чем он занимается. Все уверены, что Коврин гений, и поэтому он также уверен в этом. Черный монах - это галлюцинация, которая пришла к Коврину, когда он услышал серенаду о какой-то девушке, которая слышала то, чего не слышат другие. Он принял мысль о своей гениальности еще тогда, когда ему это говорил Егор Семеныч. Переступив через эту грань, он теряет рассудок и погружается в мир, построенный его гордыней.

Коврин естественно счастлив жить в мире, где все крутиться вокруг него. В порыве счастья он даже делает предложение Тане, на которое она, конечно, отвечает согласием. Черный монах же стал приходить к Коврину все чаще и чаще. Он видел его уже не только в парке, но и в столовой во время обеда, где он “очень ловко завел разговор с Егором Семенычем и с Таней о том, что могло быть интересно для монаха”. Коврин любил того, кто лучше всех “понимал” его необыкновенность и погряз в этом, став говорить “не с ними, а со своей собственной галлюцинацией”. В это момент его безумие доходит до того, что он предпочитает его действительности. Однако во время одной из такой встреч Таня заметила, что Коврин с кем-то разговаривает. В этом момент главный герой понимает, что он болен.

Автор не пишет о том, что было с Ковриным во время лечения, видимо, для того, чтобы показать читателю, как он изменился. Он становится раздражительным, ему скучно жить, и ничего Коврина уже не впечатляет. За это время он будто бы растерял свою привлекательность. Так Чехов показывает истинный образ Коврина. Никто уже не думает о его гениальности, поэтому и видят его по-другому. Коврин же считает, что у него забрали его оригинальность. Он хочет вернуться, то есть стать снова сумасшедшим и видеть галлюцинации. Чехов по профессии был врачом, и состояние душевной болезни никак не могло означать свободу, это состояние внутреннего рабства человека. В произведении “Палата 6” это прекрасно раскрыто.

Потом Коврин уехал в город и жил “с другой женщиной, которая была на два года старше его и ухаживала за ним, как за ребенком”. Злость и раздражительность сменились на отчаяние. Коврин жалеет, что он изводил Таню и Егора Семеныча, и это расстраивает его еще больше. Он решил прочесть письмо Тани, в котором узнает, что Егор Семеныч умер, и в саду чужие люди, а Таня ненавидит его,считая, что он во всем виноват. Он начинает думать о том, “как много берет жизнь за те ничтожные или весьма обыкновенные блага”. Естественно, не жизнь виновата в том, что Коврин потерял семью и интерес к жизни. Однако Коврин приходит именно к этому, его отчаяние заканчивается смирением, и теперь он уверен в том, что он посредственность. Он сдается, не успев начать бороться с действительностью и своими внутренними пороками, что является одной из основных проблем в творчестве Чехова.

Так как Коврин давно перестал пить лекарства, он снова видит черного монаха после услышанной серенады. В состоянии счастья главный герой умирает от болезни его матери, а

По Чехову гордыня, мания величия, которая была у Коврина, приводит только к безумию, к ограниченности человека своими убеждениями. При этом автор подчеркивает, что сам человек от этого умнее и лучше не становится. Коврин, который уже уехал из деревни, поссорившись с Песоцкими, понимает, что его работы, написанные в состоянии болезни бездарны, полны необоснованных заявлений и дерзостей. Гордыня Коврина помогла лишь безболезненно умереть ему с счастливой улыбкой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.