Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» анализ романа, краткое содержание, описание сюжета, задумка произведения, характеристика персонажей (ЕГЭ по литературе)


Детство Салтыкова-Щедрина было безрадостным, почти мучительным. В родительском доме он не испытал ни тепла, ни люблю. Его семейная драма осложнилась драмой общественной. Все это отразилось на творчестве писателя. Салтыков-Щедрин написал первый (и самый впечатляющий) в русской литературе “общественный” роман.

“Госпада Головлевы” (1875-1880) – роман о распаде семьи. В нем рассказана история дворянского рода трех поколений, описывается постепенное его вырождение и упадок. Салтыков-Щедрин соединил семейный и социальный романы, психологизм и сатиру. В распаде одной семьи писатель увидел признаки тяжелой социальной болезни.

Головлевы – мелкопоместные дворяне. “бывают семьи, над которыми тяготее как бы обязательное предопределение, - писал Салтыков-Щедрин.

- Особенно это замечается в срде той мелкой дворянской сошкки, которая без дела, без связи с общей жизнью и без правящего значения ютилась под защитой крепостного права, рассеянная по лицу земли русской, а ныне уже без всякой защиты доживает своей век в разрузающихся усадьбах...”

самый активный член семьи Головлевых – Арина Петровна, мать семейства. Смысл ее жизни – накопительство. Оно превратилась у этой женщины в настоящую страсть. Она постоянно повторяет, что старается для детей, но это лишь предлог. Арина Петровна готова сжить со свету и детей, и внуков, если еей покажется, что они покушаются на ее богатство. Она “копит копеечку” и сеет вокруг смерть и разорение. Дети Арины Петровны не приспособлены ни к какой деятельности. Они могут только проживать то, что накопила мать. Отвратительные сцены крохоборства, выжимания доходов из крепостных заставили многих читателей-разночинцев по-новому взглянуть на патриархальный быт помещичьей усальбы. Уже были в русской литературе и просвещенные “передовые”, и помещики-чудаки, и помещики-злодеи, но Салтыков-Щедрин изобразил чудовищ, еще более омерзительных отого, что у них остались кое-какие человеческие чувства.

Два сына Арины Петровны, Степан и Павел, спились и умерли. Третий же, Порфирий, притворной лаской, хитростью и подлостью завладел имением и выгнал собственную мать. Сильну, несгибаемую женщину подкосила реморфа 1861 г., отобравшая у нее крепостных. Она лишилась смысла жизни – не из кого стало выжимать денги. Тут-то Порфирий Головлев, который гораздо лучше приспособился к новым условиям жизни, и прибрал к рукам все накопленное матерью. Порфирий умел так повернуть дела, что закон всегда рказывался на его стороне, и он, первый плут и мошенник, во всемоказывался правым. Похоринив всез родственников, Порфирий Головлев довершает дело разрушения, превращая усадьбу в руины.

Порфирий Головлев, прозванный домашними “Иудушкой”, “Убийцей” и “Кровопивцем”, - наверное, один из самых отвратительных персонажей в мировой литературе. “Для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви, - пишет автор о своем персонаже. - Весь мир, в его глазах, есть гроб, могущий служить лишь поводом для бесконечного пустословия”. Пустословить Иудушка Головлев привык с детства. Он прикрывает свои неблаговидные дла потоками “сладких” речей. “Маслица в лампалку занадобится или Богу свечку поставить захочется – ан деньги-то есть!”, - радуется Порфирий добытым подлостью деньгами. Иудушка, по словам автора, “лицемер чисто русского пошиба, то есть просто человек, лишенный всягоко нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он был невежественен без границ, сутяга, лгун, пустослов и в довершении всего боясля черта”. Если Арина Петровна, при всей крутости характера, способна проявить человечность, то Иудушке это не свойственно. Только перед смертью в Порфирии Петровиче пробуждается совесть, для того, должнобыть, чтобв он осознал масштаб разрушений, произведенных им в мире.

Своеобразным продолжением романа “Господа Головлевы” стала повесть хроника “Пошехонская старина”, написанная в 1887-1889гг. Эта повесть отчасти автобиографическая, писатель воспроизводит в ней тяжелую, мрачную атмосферу, которая царила в его родном доме, где все заправляла мать, властная полуграмотная женщина. Салтыков-Щедрин повествует о невежестве помещиков, об издевательствах, которым они подвергали своих крепостных. В “Пошехонской старине”, однако, нет таких беспросветно мрачных картин, как в “Господах Головлевых”, эта повесть более светлая, в ней даже есть относительно положительный персонаж (редкость у Салтыкова-Щедрина) – Никанор Затрапезный.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ:
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ(пїЅ):

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ!
пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Ctrl+Enter.
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.

.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ

пїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение