Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




И. А. Гончаров.«Обломов» анализ романа, краткое содержание, описание, характеристика персонажей (ЕГЭ по литературе)

К новому роману Гончаров приступил осенью 1847 г. Работа шла медленно, с перерывами. В марте 1849 г. Отрывок из него - “Сон Обломова” - был опубликован в “Литературном сбонике с иллюстрациями”, который издавал журнал “Современник”. Роман был закончен в 1857 г. И вышел в “Отечкственных записках” в 1859 г. Вскоре после этого он был напечатан отдельными изданием.

В “Обломове” дейстие просходит в 1840-х – начале 1850-х гг.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, большую часть своей жизни проводит лежа на диване. Ни жаджа славы, ни желание принести пользу отечетсву, ни тщеславие не могут заставить его подняться с этого дивана и заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Все свои дни Обломов проводит в мечтаниях, представляя себя героем, выходящим на борьбу с мировым злом, и сочиняет блестящие прожекты по переустройству мира. Самая заветная мечта Ильи Ильича – благоустроить имение и поселиться в сельской глуши в уютном и теплом доме, где в любви и неге он сможет прожить до старости, не недая никаких забот. Однако даже на это у него не хватает жизненной энергии. Между тем хозяйство в родовом имении Обломова, пущенное на самотек, приходит в расстройство. Упрвляющий беззастенчиво ворует, скрывая от барина доходы с имения, приятели обирают Обломова, пользуясь его магкостью и непрактичностью.

В главе “Сон Обломова” Гончаров рассказывает о детстве своего героя, объясняя тем самым, откуда у Ильи Ильича такой несчастный характер. Обломовка, родовое имение героя, - это целый замкнутый мир, живущий по своим законам. Писатель рисуте картину послеобеденного сна в Обломовке, когда изнь замирает и все имение превращается в сонное царство. Здесь не ведабт забот, не думают о будущем и живут, как живется, счастливой растительной жизнью. Представления обломовцев о мире мифологичны: силы природы одушевлены и способны влиять на людей. Сказка – душа этого мира. Маленькому Илье Обломову с детства рассказывали сказки во множестве. Его воображение и ум, “проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”

Илье Обломову, мальчику подвижному и любознательному, не давали ничего сделать самому – на это существовали крестные слуги. Ему позволяли учиться спустя рукава, потому что родители не считали образование чем-то важным. Но когда мальчик вырос и покинул родное имение, ему пришлось не раз пожелеть, “зачем сказка ге жизнь, а жизнь не сказка”.

Гончаров считает причиной “лености” и апатии своего героя крепостную действительность, которая развращает и гопод, и холопов. Об Обломове он пишет:”Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить”.

Университет и светская жизнь довершили формирование личности Обломова.

Рядом с “барином” автор изображает его слугу Захара, так же развращенного крепостной действительностью, как и хозяин. Гончаров настаивает на том, что Захар – лицо типическое, это пример того, как влияют отношения рабства на людей. “Захар и еще триста захаров” рождены лишь затем, чтобы обслуживать своего барина, ни для чего больше они как будто не нужны. Рабская плихология лишает Захара и чувства собственного достоинства: его преданность барину не мешает ему своего господина обворовывать.

В притивовес апатичному Обломову Гончаров создает “человека действия”. Практичный и умный герой появился еще в “Обкновенной истории”, но авторское отношение к нему неоднозначно. В “Обломове” же Гончаров хотелсоздать положительный образ предпринимателя, энергия и трудолюбие которого способны обеспечить России блестящее будущие.

Андрей Иванович Штольц – полная противоположность Облломову. Он – полукровка: у него отец-немец и мать-русская. Практичный отец научил его любить труд, а мать привила любовь к искусству и литературе. Как и Петр Адуев, он обладет трезвым взглядом и вещи и цепкой деловой хваткой. Но в отличие от Адуева-старшего, для которого труд - только способ получше устроиться в жизни, Штольц чтит труд превыше всего, считая, что трудящийся человек уже счастлив, потому что выполняет главное свое предназчанение.

Штольц с детства привязался к Обломову, ценя в нем доброе сердце. Он со школьных лет пытался растормошить товарища, заставить заняться делом. Но инертность Обомова оказалась Штольцу не по силам. И тогда он решил познакомить друга с молодой девушкой, обаятельной, умной и пытливой, надеясь, что она сможет лучше повлиять на лежебоку. Эта девушка, Ольга Ильинская, - ещё один положительный персонаж, противопоставленный Обломову.

Ольга стремится сделать жизнь как можно более насыщенной и полной. Штольц “развивает” ее, давая читать книги, а потом старается ответить на ее вопросы, многие из которых ставят его в тупик. Гончаров подчеркивает, что его героиня достойна самого блестящего будущего.

Обломов, человек добрый и образованный, симпатичен Ольге, и она решает сделать доброе дело – вернуть его к активной жизни. Постепенно Ольга сама влюбляется в Обломова, а он под ее влиянием действительно преображается, словно начав жизнь заново. Они вместе ходят по театрам, музеям и паркам. Мир для Обломова преображается, он, солидный человек, разменявший четвертый десяток, начинает жить заново, даже хлопочет о постройке нового дома в имении.

Кажется, Обломов близок к осуществлению своей самой заветной мечты – поселиться в райском уголке с любящей женой и вкушать покой и счастье. Но его планы не совпадают с планами Ольги. Она вовсе не хочет похоронить себя в Обломовке с нежныи, но бездеятельным мужем. Молодой женщине нужно идти “все дальше”. Убедившись, что даже любовь не может до конца переделать Обломова, она находит в себе силы оставить его. Ольга выходит замуж за Штольца, который, как ей кажется, больше всего подходит к ее идеалу деятельной жизни. Но в конце романа читатель понимает, что и Штольц для Ольги также не конец пути, что она быстро перерастет мужа и, возможно, покинет его, добиваясь новых высот.

Обломов же, оставленный без поддержки, быстро впадает в полную апатию, из котороый уже не выходит до конца жизни.Он находит женщину “по себе” - бедную вдову Агафью Матвеевну Пшеницыну, лишенную всяческих исканий. Она необыкновенно домовита, замечательно печет пироги и благоговеет перед Ильей Ильичом. Полностью отдавшись на ее попечение, Обломов отныне не заботится уже ни о чем. Он нашел свой земной рай, свою “Обломовку”, и отныне уже ничто не может потревожить его покой.

Выход романа в свет стал настоящим культурным событием. “Обломов” ставил больные для России вопросы, но необходимость их решения автор, по своему обыкновению, предоставлял читателям. Вокруг романа разгорелись нешуточные споры.

Через месяц после того, как “Обломов” был напечатан в “Отечественных записках”, в журнале “Современник” появились статья Н. А. Добролюбова “Что такое обломовщина?”.

Критик писал: “В типе Обломова... мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, “замение времени”. После статьи Добролюбова слово “обломовщина” вошло в обиход и стало нарицательным. Им стали обозначать всякое косное и застойное явление жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.