Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


И.А. Гончаров «Обрыв» анализ романа, краткое содержание, описание, характеристика персонажей, история создания, отзывы романа, интересные факты (ЕГЭ по литературе)


По словам Гончарова, план нового романа родился у него в 1849 г., когда после 14-летнего перерыва он приехал в родной Симбирск. В 1860 г. в “Современнике” появились отрывки из романа, а в 1868 г. Н.А.Некрасов предложил Гончарову напечать его в “Отечественных записках”. Гончаров ответил: “Я не думаю, чтобы мой роман мог годиться для Вас, хотя я не оскорблю в нём ни старого, ни молодого поколения, но общее направление его, даже сама идея, если не противоречит прямо, то не совпадает впосле с теми, даже не крайними началами, которым будет следовать Ващ журнал”.


В 1869 г. роман “Обрыв” был напечалан в “Вестнике Европы”, журнале, редакция которого придерживалась умерено-либеральных взглядов.

“Этот роман – был моя жизнь: я впложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места.Всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь”, - писал Гончаров.

В “Обрыве” Гончаров исследует новый вид российской обломовщины. Один из главных героев, дворянин Борим Райский, образованный и талантливый человек, решил посвятить свою жизнь высокому искусству живописи. Однако долгая систематическая учёба и тяжёлый труд не для него. Райскому нет нужды зарабатывать своим искусством на хлеб, поэтому, по мысли автора, он не имеет симула для развития таланта и, возможно, должен остаться ввсего лишь дилетантом, обломовым от искусства.

Райский сочетает в себе черты Ильи Обломова и Адуева-младшего. Но это Обломов с пробудившимся интересом к жизни, который активно ищет своё место в мире, принлядывается к окужающим его людям и пытается даже оказывать влияние на их судьбы. Пусть его вмешательство заканчивается ничем, но вспомним, что и практичные Штольц с Ольгой Ильинской не смогли изменить жизнь Обломова. Зато Райский – остроумный и вдумчивый наблюдатель. В конце романа автор даёт понять читателю, что его герой, возможно, найдёт себя,став писателем. От Александра Адуева у Райского романтическое, восторженное отношение к миру, слабое знание жизни. Как и персонаж “Обыкновенной истории”, он способен живую жизнь подогнать под готовую книжную схему. Однако в отличие от зауряднейшего Адуева Райский не лишён таланта. Чем больше он вглядывается в жизнь вокруг, тем больше раскрываются его глаза, а романтическая предвзятось уступает место настоящей мудрости.

Самый мудрый персонаж ромна – бабушка Татьяна Марковна Бережкова, воплощение старой, патриархальной Руси. Она задумывалась как помещица-крепостница с сильным, деспотическим характером, которая тиранит своих молоденьких роственниц. Вера, внучка грозной помещицы, и молодой демокра-народник Марк Волохов, любящие друг друга, должны были противостоять тирании Татьяны Марковны. В процессе работы над романом акценты были смещены. Прежде всего изменился образ Марка Волохова. Демократ, передовой человек эпохи, который пробуждает пытливый ум молодой девушки и открывает для неё новые горизонты, - таким задумывался этот персонаж. Согласно первоначальному замыслу, Вера должна была отправиться за возлюбленным на каторгу.

Постепенно,однако,планы Гончарова изменились. “Посетив в 1862 году провинцию, я встретил и там, и в Москве несколько экземпляров типа, подобного Волохову, - вспомнил автор. - Тогда уже признаки отрицания или нигилизма стали являться чаще и чаще... Тогда под пером мои прежний, частью забытый,герой преобразился в современное лицо”. Гончаров придал своему персонажу черты, которые он обнаружил у многих провинциальных демократов.

Марк Волохов, ”разбойник Маркушка”, обладает незаурядной силой характера, чётким практическим умом. Он способен встряхнуть российское захолустье, заставить сонных и благодушных обызателей задуматься о несправедлимов устройстве обзщества. Но Марк лишён культуры. Он настоящий “хам”, и недаром люди из общества боятся его как огня. Автор наделил Марка говорящей фамилией – как волк способен нарушить благополучие “овечьего стада”, так и этот нигилист нарушает мир и покой патриархального поместья. Марк не признаёт никаких общественных установлений, он издевается над культурой, над честной собственностью, над таинством брака. Полюбив Веру, которую тоже увлекли его сила и язвительный ум, Марк пытается убедиь девушку в том, что брак, связывающий мужчину и женщину, ничто иное, как глупость, узаконенная вековой традицией. И поскольку любовь вечно не длиться не может, связь между влюблёнными должна быть только временной.

Такой “трезвый” взгляд на жизнь заставляет Веру противиться Волохову. Девушка с сильным и независимым характером, она мечтает переубидить Марка. Их любовь-поединок заканчивается трагически – Вера отдаётся Марку. Но и после этой трагической ошибки она не понимает его философии, не сдаёте на его милость, не соглашается на позоную связь “на время”.

Еру, совершившую поступок, считавшийся в те времена позорным, поддерживает не кто иной, как бабушка Татьяна Марковна, убеждённая крепостница и ретроградка. В молодости она, как и Вера, пережила подобную историю, но не утратила достоинства и сумела искупить былые грехи, застужив под конец дней покой и чистую совесть. Теперь она помогает Вере справиться с её несчастьем. “Старая правда” бабушки оказывается правдой на все времена.

Вера, отвергнув “нового человека”, нигилиста Марка, выходит замуж за другого “нового человека” - честного и образованного промышленнника Тушина, “хозяин земли и леса”. Тушин умеет поставить дело так, что оно оборачиватеся ко всеобщей выгоде, - его лесопилка приносить пользу и ему самому, и занятым на ней рабочим, и всей России. Более того, Тушин среди своих рабочих - “самый дюжий работник”. Так Гончаров сделал ещё одну попытку создать образ честного предпринимателя, умного труженика, способного спасти Россию.

Романа “Обрыв” вызвал похвалу либералов и резкую критику со стороны радикально настроинных литераторов. Образ Тушина они считали неправдоподобным, в образе Волохова же усматривали карикутуру на революционера-демократа. Критики-демократы также были недовольны образом Веры, которая, представ в начале книги женщиной передовых взглядов, натурой страстной и ищущей премен, в конце концов сиряется и покоряется авторитету бабушки и Тушина. О романе отрицательно отзывлись Достоевский и Тургенев. Последний выказывался особенно категорично: “Это написано чиновником для чиновников и чиновниц”.

При всем этом роман “Обрыв” пользовался огромной читательской популярностью, а журнал “Вестник Европы” именно благодаря его публикации увеличил траж с 3700 до 5200 экземпляров.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:44:37
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение