Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Трагедия Базарова в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)


Образ Базарова сложный и противоречивый, его терзают сомнения, он переживает душевные потрясения, в первую очередь ввиду того, что отрицает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне опытного человека, нигилиста и медика, была проста. В жизни нет любви – это физиологический процесс, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств присущих организму, нет поэзии – она не имеет смысла. Для Базарова не существовало авторитетов, он отстаивал свою позицию до тех пор, пока его не переубедила в обратном жизнь.


Кроме всего прочего, для нигилиста не существовало такого понятия как культурное наследие. Он не видел потребности в ее сохранении для потомков, считая это пережитком прошлого. В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о необходимости ученых и бесполезности поэтов. Он не признавал духовную сторону жизни человека, его душевную красоту. Бескомпромиссность Базарова была несколько однобока. Он на самом деле пока не видит обоснованной выгоды от духовных ценностей. Но со временем, поэтапно, пелена с глаз Базарова спадает. Первым знаменательным моментом на его жизненном пути стала встреча с Одинцовой, тогда жизнь доказала полную несостоятельность его первого утверждения о том, что любви не существует. Герой узрел, что любовь есть, от этого осознания его одолевают разного рода душевные порывы – дискомфорт от осознания своей неправоты, злость на себя за минутную слабость, злость на Одинцову за ее появление в его жизни. Базаров ощущает все что угодно, только не душевную гармонию и радость бытия, любовь терзает его, он сгорает в своем огне. Его предприимчивая натура не может найти оправдания тому, что происходит, и это лишает его покоя. Стремившись стать народным героем, Базаров только отстраняется от народа. Он желает получить почтение от тех, кем пренебрегает, а это непозволительно. Трагичность образа Базарова кроется в его двойственности. Он мечтает быть любимым, вожделеет любви, но не может дать себе эту возможность. Он ощущает себя виноватым в предательстве своей идеи, и грубым и резким поведением отталкивает от себя Одинцову. Подобно этому он желает добра народу, но совершенно упускает из виду глубокую религиозность народа, его устоявшиеся взгляды на культуру. Желая «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров без зазрения совести пытается свести к нулю тысячелетние традиции человечества, что в данных условиях не является возможным. В некотором роде Базаров прав. Наука необходима для приносящего результаты развития, для упрощения жизни людей и их новых достижений, но нельзя делать из нее средство для достижения цели, отрывать от потребностей простых людей. Базаров – очень яркая и индивидуальная личность. Однако, нередко случается так что его благородные цели не всегда приводят к желаемому результату. двойственность образа Базарова – лишь одна из границ трагичности. Другого рода проблема этой личности – сила, не находящая выхода. Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его сторонников типа Кукшиной и Ситникова не стоит брать во внимание. Эти индивиды – жалкая пародия на Базарова. Аркадий также не годится на роль ученика нигилиста. У Аркадия совсем другая дорога, отличающаяся от дороги Базарова, возможно, менее противоречивая и не легкая, но не менее нужная. Судьба Аркадия не имеет той трагичности, которая присуща судьбе Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл важную роль. Он заставил Аркадия задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом. В течение длительного времени роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разногласие и порождал прямо противоположные точки зрения. Не единожды либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной бесхарактерности, обличение резкости в суждениях молодежи, а революционеры находили проникновенные для себя темы. Такая однобокость тяготила писателя, но он ничего не мог предпринять. Осознание противоречивости произведения пришло в критику спустя многие годы после смерти автора.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 04:19:33
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение