Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности языка А.А.Фета (ЕГЭ по литературе)

Одной из особенностей творчества Фета является то, что он последовательно ограждает свой художественный мир от социально-политических проблем. «Фет был абсолютно лишен того, что называется историческим чувством. Известно, что история представлялась ему нагромождением лиц и событий, лишенных какой-либо связи», - пишет Г.В.Петрова. В лирике Фета нет цельных психологических портретов, нет лирического героя в узком смысле, место действия - это вообще сад, вообще дом и т. д., время лишено исторической соотнесенности. Я.П. Полонский в письме к Фету от 27 декабря 1890 года замечал: «По твоим стихам невозможно написать твоей биографии, - или даже намекать на события из твоей жизни, как нельзя по трагедиям Шекспира понять ~ как он жил, как развивался и проч., и проч.»

На протяжении всей жизни Фет был верен принципу «чистого искусства», который в своих путевых впечатлениях поэт объясняет так:

Фет стал одним из предвестников появления в русской литературе символизма.

Нас поэзия Фета интересует прежде всего с лингвистической точки зрения. Каковы же главные особенности языка фетовской поэзии?

Исследователь И.И.Ковтунова в своей статье создала языковой портрет Афанасия Фета. По ее мнению, главная особенность его поэзии - музыкальность (песенность, напевность). Не случайно композитор П.И.Чайковский дал Фету определение "поэт-музыкант". Это достигается, к примеру, благодаря полному или частичному повторению строк. Так, стихотворение "Мелодия" (1853) начинается словами "Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, / Травы степные унизаны влагой вечерней...", а завершается строками "Травы степные сверкают росою вечерней, / Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.…"

Другая особенность фетовского языка проявляется на морфологическом уровне: обнаружено пристрастие поэта к указательным словам - местоимениям, наречиям и частицам. По мнению И.И.Ковтуновой, "указание на предмет или пространство выражает непосредственность его восприятия в данный момент, в данном месте и с данной точки зрения". Наиболее показательно в этом отношении стихотворение "Это утро, радость эта..." (1881), в котором в 18 стихах встречается 24 указательных слова.

Еще одна особенностей языка Фета - необычная для его времени синтаксическая структура некоторых лирических стихотворений, полностью или частично состоящих из назывных предложений. Показательно в этом отношении стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье» (1850), в котором нет ни одного глагола. «Фет безглагольный» - так назвал одну из своих статей известный исследователь М.Л.Гаспаров.

Огромным интересом к античности объясняется большое число онимов-мифонимов: Фетиба, Феб, Аврора, Фаетон, Эос, Венера, Диана, Эндимион, Сатир, Геркулес, Амур и пр. Как заметила А.В.Успенская, именно с именем Афанасия Фета связана новая вспышка интереса к антологическому жанру у русских поэтов начиная с 1840-х гг.: А.Н.Майкова, Н.Ф.Щербины, Л.А.Мея, Я.П.Полонского, А.К.Толстого. Фет на протяжении всей жизни выступал и как автор антологических стихотворений, и как переводчик римских классиков.

«Фет в своих стихотворениях принципиально краток», - пишут А.Д.Григорьева и Н.Н.Иванова. Сам Фет писал об этом:

Многие отмеченные нами языковые особенности поэзии Фета были восприняты поэтами 20 века, в особенности — символистами.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.