Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Способы выражения авторского отношения к героям в романе «Война и мир» (ЕГЭ по литературе)

Автор переживает вместе с героями события их жизни, но сопровождает их нравственными оценками. Например, о состоянии Наташи Толстой пишет: «Ей постоянно казалось, что что-то неприличное делает она, говоря с ним...» [22: 552].

Автор не просто дает оценку поступкам героев, но открыто заявляет о нравственной сущности героя. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев — определяющий. Например, о Наташе пишет: «Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней» [22: 484].

«Диалектика души» (термин принадлежит Н.Г.Чернышевскому) - излюбленный прием Льва Толстого. В изображении главных героев используются приёмы антитезы и психологического анализа.

Герой раскрывается в своих мыслях. Например, Пьер едет к Курагину, несмотря на обещание Болконскому больше не делать Курагину визитов. Мотивация его поступка дается через умозаключения Пьера: он вспомнил, что еще раньше он дал обещание Курагину быть у него.

Чувства, эмоции, переживания героев автор дает посредством сравнений. Например, о Пьере он пишет: «Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его» [22: 336].

Понять состояние героев эпопеи помогают описания природы (небо Аустерлица, дуб в Отрадном). Все любимые автором герои «соприкасаются» с природой, «органически развивают себя из самого себя», «проявляют ту радостную, широкую, безнамеренную жизнь, которую заложила [в них] природа, как и во всех других живых существах» [5: 527], «расширяют свою душу до пределов общего, мирового» [10: 179].

Авторская позиция выражается через внешность персонажа. Например, портрет Элен в "Войне и мире" Л. Н. Толстого передает отрицательное отношение автора к этому персонажу, и напротив, портреты Наташи и княжны Марьи — положительное.

Симпатии автора выражаются даже в возрасте героев, на что обращает внимание М. М. Блинкина: «С самого начала становится очевидным, что положительные и отрицательные герои стареют неодинаково, непропорционально» [4: 20]. Так, Наташа взрослеет чуть не вдвое медленнее, чем Вера. «Возникает такое ощущение, что герои "штрафуются" прибавкой в возрасте. Толстой как бы наказывает своих героев непропорциональным старением», - продолжает М. М. Блинкина.

Герои, как мы уже заметили, противопоставляются как любимые и нелюбимые. Любимые герои Толстого (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья) отличаются способностью к изменениям, развитию, способны к нравственному самосовершенствованию, к духовным исканиям, к самоанализу. Они не всегда красивы внешне, но щедро наделены внутренней красотой.

Нелюбимые герои Толстого (Анна Павловна Шерер, Анатоль Курагин, Элен, князь Василий, маленькая княгиня), напротив, статичны. Красивые внешне, они оказываются духовно нищими. Они озабочены только собственной жизнью, безразличны к судьбе страны. Характерно, что к завершению эпопеи люди вроде Курагиных и Друбецких постепенно исчезают из текста, становясь неинтересны автору.

Антитеза — один из важных приемов в романе. Благодаря приему контраста перед нами явственно возникает авторская позиция. Характерна в этом отношении сцена гибели польских улан на глазах Наполеона: «Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.