Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образы помещиков в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» (ЕГЭ по литературе)

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого», - писал Николай Васильевич Гоголь о своей поэме «Мертвые души». Нетрудно догадаться, что речь идет о помещиках, которые являются яркими представителями пороков российского общества. Последовательность встреч Чичикова с землевладельцами отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.

Первым, кто представляет галерею мертвых душ, является Манилов – «романтический бездельник». Портрет помещика раскрывает его внутренний мир праздного мечтателя: герой отличался белокурыми волосами и голубыми, "сладкими, как сахар", глазами. Приятное лицо Манилова, которое украшалось "заманчивой" улыбкой, выделялось чрезмерной приторностью и слащавостью. Но читатель замечает, что романтические мечты помещика не превращаются в реальность.

Интерьер Манилова также раскрывает его внутренний мир: хозяйство героя находится в полном упадке. У помещика в усадьбе «пусто в кладовой, нечистоплотны и пьяны слуги», а «дом господский стоял на юру, то есть на возвышении открытом всем ветрам». Автор отмечает, что герой «даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Следует отметить, что мечты Манилова вздорны и нелепы: «говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход». Также внутренний мир помещик раскрывает и его торг с Чичиковым: герой отдает свои мертвые души бесплатно: «я предаю их вам безынтересно и купчую беру на себя». Можно сказать, что Манилова – не меркантильный человек, но достаточно глупый помещик.

Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех привлекательных черт, которые отличают предыдущего героя. «Дубинноголовая» и «крепколобая» Настасья Петровна – это меркантильная помещица, которая, в отличие от Манилова, отлично следит за хозяйством. Портрет Коробочки достаточно прост: «вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее». Можно сказать, что внутренний мир героини такой же незатейливый, как и ее внешнее состояние. Стоит отметить, что Коробочка является хорошей хозяйкой: «помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть». Но торг с Чичиковым раскрывает ее неразвитую личность: Настасья Петровна не хотела продавать своих мертвых душ, полагая, что когда-нибудь они пригодятся в хозяйстве. Кроме этого, помещица старалась выгодно продать Чичикову умерших крестьян: «они больше как-нибудь стоят». Можно сказать, что Коробочка – меркантильная женщина, мысли которой дальше желудка не поднимаются.

Галерею мертвых душ продолжает Ноздрев - разбитной "гуляка", любитель выпить и поиграть в карты. Помещик совершенно не походил на свой возраст: «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осемьнадцать: охотник погулять». Портрет героя буквально «дышит» молодостью: он был «с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами». Но жизнь помещика абсолютно бездуховна: герой постоянно врал и играл в карты, лишаясь последних денег. Разумеется, хозяйство Ноздрева полностью развалено: даже обед состоит из блюд, которые пригрели или не сварились. Но герой – «исторический человек». Во время торга с Чичиковым он готов был отдать бесплатно свои мертвые души в обмен на хорошую историю. Можно сказать, что Ноздрев – совершенно не меркантильный человек, но помещик, который «проигрывает» свою жизнь.

Далее идет Собакевич – уже четвертый помещик, к которому заезжает Чичиков. Описывая внешность героя, автор сравнивает его с медведем: «нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем». Кроме этого, помещик «ступнями ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Собакевич «цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке», что говорит об его неимоверной внутренней силе. Но этому герою, в отличие от Ноздрева, присуща хозяйственность: он не разоряет собственных крепостных, добивается порядка. Собакевич – «кулак», который имел «собачий» нрав: во время обеда с Чичиковым помещик успел обругать всех, кого вспомнил. Раскрывает внутренний мир помещика и его торг с главным героем: покупка мертвых душ у Собакевича выливается Чичикову "в копеечку", так как герой знает цену своим крепостным: «дешевле нигде не купите такого хорошего народа!» Следует отметить, что Собакевич – хозяйственный землевладелец, который знает всех своих крестьян: и умерших, и живых. Но помещик – чревоугодник, мысли которого заняты только едой: «у меня когда свинина – всю свинью давай, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся».

Замыкает галерею мертвых душ Плюшкин – герой, иллюстрирующий окончательную деградацию человека. Портрет помещика отражает его внутреннее сумасшествие: Чичиков долго не мог распознать, «какого пола была фигура: баба или мужик». Плюшкин носил платье «совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы», только один голос выдавал мужскую натуру. Герой имел худое и небритое лицо с маленькими глазами, даже зубов у помещика не было. Хозяйство Плюшкина находилось в ужасающем состоянии: он имел восемьсот душ, но жил и обедал хуже пастуха Собакевича. Дом помещика был похож на «дряхлого инвалида», а «зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах». Даже окна в избенках его усадьбы «были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном», а балкончики под крышами с перилами «покосились и почернели даже не живописно». Биография Плюшкина позволяет читателю проследить путь от человека бережливого к полусумасшедшему скряге, иллюстрирующую «прореху на человечество». Внутренний мир Плюшкина раскрывает и его торг с Чичиковым: помещик пытается «вырвать» у Чичикова лишнюю копейку. Следует отметить, что Плюшкин долго торгуется с Чичиковым, но при этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть». Можно сказать, что образ последнего помещика иллюстрирует читателю трагедию одиночества, которая может морально убить любого человека.

Галерея помещиков в поэме «Мертвые души» иллюстрирует, как выглядит духовная пустота и никчемность жизни. Но Гоголь неискоренимо верит в «возрождение русского народа, в его неисчерпаемый нравственный потенциал». Можно сказать, то автор верит в великое предназначение России – духовное воскресение человечества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.