Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Бунт одинокой личности в романе Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)


В романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского раскрывается бунт одинокой личности, главным представителем которого является Родион Раскольников, бедный молодой человек. Образ главного героя произведения невероятно сложный, так как один персонаж сочетает в себе гордость и самоуверенность, милосердие и сострадание.

Родион Раскольников был лучшим представителем того окружения, в котором он находился. Бывший студент был «замечательно хорош собою»: он красив, высок и строен. Главный герой – образованный человек, который отличается умом и сообразительностью. Родион – любящий сын и брат, который, по собственному заявлению, никогда не перестанет любить свою семью.

Образ Раскольникова – это образ удрученного бедностью, но умного, талантливого, гордого и властного человека.


Важно понимать, что главный герой одновременно является невероятно великодушным, благородным и добрым персонажем. Читатель понимает это внутреннее противоречие и осознает, что Раскольников не может совершить убийство, так как такой поступок не совпадает с его внутренней природой. Но сам главный герой уверен, что он способен задушить собственную совесть и стать человеком, который «право имеет».

Эпизодом, где наиболее ярко показана настоящая натура Раскольникова, которая противоречит любому преступлению, является сон Родиона. В данном фрагменте раскрывается три принципа жизни, которые характеризуют героев романа «Преступление и наказание». Первая точка зрения – это проблема, с которой столкнулись Катерина Ивановна, Мармеладов, Софья и другие персонажи произведения. Они, подобно бедной лошади из сна Раскольникова, один раз споткнулись и теперь не способны подняться на ноги. Эти герои «оседают всем задом», вспрыгивают и дергаются, чтобы продолжить свое существование.

Второй жизненный принцип - это разрушители жизни, которому в реальной жизни придерживаются Лужин и Свидригайлов. Во сне эту мысль олицетворяет Миколка, который "запрёг" маленькую кобыленку в большую телегу, а после жестоко хлестал ее кнутом, крича, что и убил бы ее, все равно "даром хлеб есть". Похожее делал и Лужин, который заставлял Дуню выйти за него замуж. и Свидригайлов, погубивший своих крестьян.

Третий принцип – это сочувствие и сострадание нуждающимся людям, которые и характеризуют Раскольникова. В своем сне он, будучи еще маленьким мальчиком, искренне не понимает, почему кобылу так зверски

убили. «Папочка! За что они… бедную лошадку…», - восклицает Родион, который не может смириться с такой человеческой жестокостью. Данный эпизод подтверждает, что Раскольников не способен собственными руками оборвать жизнь другого человека.

Но кульминация внутреннего конфликта проявляется в моменте убийства Раскольниковым старухи-процентщицы и ее беременной младшей сестры, Лизаветы. Это преступление – точка отсчета, с которой начинается непримиримая борьба двух личностей в одном человеке, одна из которых – великодушная и благородная, а другая утверждает, что «силу надо добывать силой».

Так почему Раскольников решается задушить совесть и собственными руками убить старуху-процентщицу? Родион был образованным человеком, который из-за своего социального положения не мог найти применение своему интеллекту. Когда таким талантливым и великодушным людям, подобным Раскольникову, нечего делать, они начинают задумываться о том, как изменить жизнь таким образом, чтобы недовольство внутри нее просто исчезло.

Но Родион решается поменять старые устои самостоятельно, не вливаясь в различные организации. Раскольников не разделяет теорию социалистов, которая гласит, что если людям живется плохо, значит, «среда заела». Это мнение рушится на образах Лужина и Свидригайлова – у этих персонажей прекрасное существование, они не устали от окружающего мира. Но данную теорию подтверждает сам Раскольников, который совершает убийство из-за того, что «среда заела».

Кроме этого, Раскольников решается самостоятельно изменить жизнь, потому что он – индивидуалист, носитель идеи. Он понимает, почему люди, подобные Лужину и Свидригайлову хорошо живут – они «право имеют», потому что смогли в себе задушить совесть. Тогда, по мнению Раскольникова, те, кто до сих пор прислушиваются к своему сердцу – «твари дрожащие». Именно поэтому Раскольников убивает старуху-процентщицу – главный герой решается уничтожить собственную совесть.

Но теория Родиона разрушается, так как ее создатель сам является противопоставлением собственной мысли. Во-первых, Раскольникову после убийства не удается гармонировать разум и сердце: главный герой раскаивается в совершении преступления. Во-вторых, если следовать теории главного героя, твари дрожащие - это Соня Мармеладова, Катерина Ивановна, его сестра Дуня и многие другие персонажи романа, что является совершенной неправдой. Достаточно разобрать Соню: ее великая сила – это смирение, с помощью которой она меняет жизнь Свидригайлова, Лебезятникова и самого Раскольникова.

Можно сказать, что таким бунтом одинокой личности автор романа дает понять читателям, что собственную совесть намного важнее материальных ценностей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 09:51:30
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение