Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Религиозные мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)


В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» религиозные мотивы играю важную роль. Они дополняют повествование автора, позволяют ему создать яркие образы, с помощью которых он и доносит основную мысль для читателя. Так как Достоевский придает символизму большое значение, религиозность проявляется не только в композиционном построении, например, как в эпизоде с чтением Евангелие Сони и Раскольникова, но и в различных маленьких деталях.


В своем сочинении я хочу рассмотреть роль религии в романе и то, в чем она проявляется в повествовании.

Основная линия произведения – грехопадение главного героя, а затем его раскаяние и нравственное очищение. Кульминацией пути Раскольникова в поисках истины через страдания и ошибки является сцена чтения «убийцей и блудницей» Евангелие, главы о воскрешении Лазаря. Именно в этот момент в Родионе просыпается светлое чувство, желание очистить свою душу от греха. Героя преследует религия и на каторге: там его никто не принимает, все считают его «безбожником». Однако Раскольников все равно продолжает следовать пути очищения: его «воскрешает» любовь с верующей Соней Мармеладовой, а сам он хранит Евангелие под подушкой, однако еще не погружается в него, что говорит только о становлении нравственности в его душе. Таким образом, сквозь религию Достоевский изображает возвышение человека после совершения страшного греха. Страдания делают возможным воскресение Родиона Раскольникова для жизни и любви.

Не стоит забывать и о значении символики. Например, цифры в романе – одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая из них имеет определенное значение. Вспомним важное для религии число «три»: Раскольников трижды звонил старухе, трижды встречался с Порфирием Петровичем; Соня жила в комнате с тремя большими окнами. «Тридцать» отсылает к предательству Иуды Христа, именно поэтому Мармеладов пропивает тридцать копеек, которые ему дала дочь, а Марфа Петровна выкупает Свидригайлова за тридцать тысяч серебряников. Не только от цифр веет религиозной символикой, но и от знаков. Крест сопровождает нас в течение всего романа. Впервые это слово слышится из уст Мармеладова в распивочной, который рассказывает о грядущем пришествии Христа и милостивом суде. Он надеется на спасение через страдание. Так и в конце Сонечка дает Родиону кипарисовый крестик, принадлежавший Лизавете, который выступает символом начала пути раскаяния Раскольникова, его праведной жизни.

Таким образом, религиозные мотивы имеют большое значение. Они сопровождают читателя как в самом сюжете, так и в деталях, которым автор придавал важность. Для Достоевского религия является способом разрешения нравственных проблем. Его герой приходит к истине только путем лишения и страдания, но, в итоге, становится способен любить других, став чистым и милосердным.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:07:03
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение