Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Удушающий, грязный, нищенский город, который уничтожает собственной атмосферой своих жителей – таким видит Федор Достоевский Санкт-Петербург XIX века, описанный в романе «Преступление и наказание». Это не просто локация, а полноправный персонаж, играющий важную роль в раскрытие образов героев произведения.

Автор романа передает дух Санкт-Петербурга через описания помещений, в которых живут униженные и оскорбленные этого города. В первых эпизодах произведения описывается каморка Родиона Раскольникова или «крошечная клетушка», как называет комнату сам Достоевский. Помещение было чрезвычайно маленьким и низким, всего «шагов в шесть длиной». Комната, походившая на гроб и имевшая самый жалкий вид со «своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями» давила на главного героя, уничтожая его внутренний мир. Жилье Раскольникова – это настоящий антидом, «желтая коморка», в которой мыслям и взору Родиона не было место.

Автор описывает и квартиру Мармеладовых - холодный угол, где свирепствует хозяйка, Амалия Федоровна. Дом Катерины Ивановны и Семена Захаровича больше похож на проходной двор, лишенный уюта и тепла. В помещении все было «разбросано и в беспорядке», а из соседних комнат постоянно доносились крики и хохот, иногда вылетали самые непристойные слова. В квартире было невыносимо душно, и сквозь вечно незапертую дверь «неслись волны табачного дыма». В такой атмосфере жили Мармеладовы и их дети – жертвы Санкт-Петербурга. Они варились в этом окружении бесчеловечности и антиморали, не сумев выбраться из неё.

Дом Сони был уродливый, пустой и холодный, то есть являлся полной противоположностью домашнему очагу.

Также Санкт-Петербург Достоевского показан в эпизоде, в котором описывается сумасшествие Катерины Ивановны. Несчастье бедной женщины повлекло за собой «смех или какое-нибудь задирательное словцо», совмещенное со всеобщим любопытством поглядеть на «помешанную с перепуганными детьми». Никто из толпы людей даже не пытался помочь Катерине Ивановне, народ лишь качал головами. Даже городовой, который по долгу своей службы должен был защитить женщину, наказал ей перестать безобразничать. Лишь «один господин в вицмундире и в шинели», в чьем лице «выражалось искреннее сострадание», молча подал Катерине Ивановне «трёхрублёвую зелёненькую кредитку». Не защитил Катерину Ивановну и начальник ее покойного мужа, который вместо того, чтобы выслушать просьбу Мармеладовой, «сидел и рябчиков ел». В данном эпизоде показано, насколько Санкт-Петербург отвергает униженных и оскорбленных людей.

Дух города проиллюстрирован и в эпизоде, в котором Раскольников стал свидетелем несчастного случая: женщина решила покончить с собой, утопившись в канаве. Это место любил посещать главный герой, «когда тошно становилось», «чтоб еще тошней было». Переулок населяет сброд Петербурга: «простоволосые и в одних платьях» женщины, пьяные солдаты с папироской, оборванцы и мертво-пьяные тела. Позже Раскольников видит, как женщина с «испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами» бросается в канаву. Можно утверждать, что город, в котором живут герои романа, подталкивает своих жителей к совершению различного рода преступлений.

Санкт-Петербург Достоевского – это болото, затягивающее в свои сети тех, кто не имеет высокого чина или звания. В этой «канаве» живут и люди, которые питаются бедными жителями города: Амалия Федоровна, старуха - процентщица и другие. Можно утверждать, что этот город не способен принести ничего хорошего в жизнь и души своих горожан, кроме отчаяния, смерти, преступлений и наказаний.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.