Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Что есть красота? Анализ характера и личности Марьи Болконской с примерами и цитатами из текста по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)


Лев Николаевич Толстой работал над эпопеей "Война и мир" шесть долгих лет, с 1863 по 1869 год. Первоначальный замысел большого романа о декабристе, возвращающемся из ссылки, разрастался, видоизменялся и постепенно вырос в масштабную эпопею. Писатель в "безумном авторском усилии" тщательно исследует характеры своих героев в различных ситуациях, проводит их путем множества жизненных испытаний. И неизменно отдает предпочтение более естественным, натуральным персонажам, идеальные герои ему не по душе.

Особое место занимают в произведении Толстого женские характеры. И наряду с Наташей Ростовой, самой любимой героиней автора, не остается без внимания писателя и Марья Болконская. Толстого поражают в ней кротость, смирение со всем, самоотверженность и, главное, эти красивые, искрящиеся светом и добром глаза: "Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые, были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость своего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".


Княжна Марья тоже некрасива лицом, как и Наташа Ростова, на что Толстой также обращает наше внимание. Марья, пожалуй, даже еще дурней Наташи, но она покоряла людей своей духовной красотой и высокой нравственностью.

Княжна Марья воспитывалась в строгой атмосфере родительского дома, отец не церемонился с ней, и поэтому она переняла больше мужских черт характера. Девушку никогда не покидало чувство страха перед отцом. Этот страх постоянно присутствует в выражении ее лица, что еще более портит его. Княжна Марья во всем подчиняется старому графу Болконскому: она не появляется на балах и в гостиной Анны Павловны Шерер, потому что ее отец считает это глупостью и бесполезной тратой времени. Вместо балов и торжеств княжна Марья занималась геометрией со своим отцом. Геометрия в то время считалась мужской наукой, но старый граф Болконский так не считал, он говорил: "Чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу..."

Отец постоянно кричал на Марью, если она не знала, как решить задачу, из-за этого в ее характере отложилась та же жестокость, что и у отца, только в более мягкой форме. Это очень хорошо видно в эпизоде, когда Марья Болконская начинает учить своего племянника Николеньку: она так же точно сердится и кричит на него, но все время сдерживает себя, не желая быть похожей на отца. Марья постоянно противостоит старому графу, как ее вера противостоит отцовским точным наукам, а чистая душа - холодному разуму. Княжна была настолько же беспорядочна, насколько ее отец аккуратен, книги и вещи на ее столе постоянно валялись в беспорядке.

Княжна Марья, как и Наташа Ростова, не похожа на других светских женщин, она несет в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от моды и популярных теорий. Княжна Марья, как и Наташа, живет в своем мирке, но этот мир не такой радужный и светлый, состоящий из грез, как у Наташи, это мир, в котором Марья живет потому, что одинока и никем не понята.

Марья Болконская - глубоко религиозный человек. Мне кажется, что к Богу она обращается от одиночества, ведь у нее нет друзей, кроме Жюли, да и та лишь по переписке. Когда же Марья встретилась с ней лицом к лицу, она поняла, что дружить с ней она сможет только в письмах, а так она ей не подходит, она ее не понимает. Ни мадемуазель Бурьен, ни Лиза, жена князя Андрея, ни, тем более, отец, и даже сам князь Андрей - никто не может понять ее. Из-за этого Марья принимает у себя странников и нищих, ища у них понимания. Вера и религия помогают княжне жить в непонимании и одиночестве, мириться со своим положением. Но христианское вероучение в то же время и подавляет в ней протест и решимость бороться за свое счастье. "Все сложные законы человечества сосредоточились для нее в одном простом и ясном законе - в законе любви и самоотвержения".

Княжна Марья очень умна, но свой ум она никому не навязывает, суждения ее глубоки и проницательны. Ей чужд эгоизм, она может жертвовать своими интересами ради других. Княжна Марья непоколебима в выполнении своего долга перед родными и близкими. Это доказывается множеством фактов. Например, достойны уважения терпение и покорность, которые она проявляет в отношениях со своим отцом. Марья жертвует своим семейным счастьем ради отца, решая всю жизнь посвятить ему. Она заменяет мать маленькому Николеньке. Узнав, что брат ее тяжело ранен и находится в Ярославле, княжна, несмотря на трудный путь, едет к нему вместе с Николенькой, считая своим долгом быть рядом с братом в его последние минуты и принять все меры для облегчения его страданий. Марья, как и Наташа, живет сердцем, у нее развито чувство интуиции, ведь, получив письмо о гибели брата под Аустерлицем, она не верит этому, продолжает ждать и не сообщает печальную новость Лизе, заботясь о ней и оберегая ее.

Княжна Марья - это девушка, которую почти не замечают мужчины, и из-за этого ее сватают за Анатоля Курагина. И тут так же, как и Наташу, интуиция подводит Марью. Увидев Анатоля, Марья, как и другие, обманулась его внешней красотой. Она начинает мечтать о будущей их счастливой семье, о детях, она проникается самыми нежными чувствами к Анатолю, ей даже начинает казаться, что он умен, честен и благороден. Но пелена с глаз княжны спадает, когда она видит в саду Анатоля обнимающимся с мадемуазель Бурьен. Но Марья не обижается на нее, наоборот, она думает, что если несчастна она, так хотя бы пусть мадемуазель Бурьен будет счастлива. Княжна отвечает ей на мольбы о прощении: "Я вас люблю больше, чем когда-либо, и постараюсь сделать для вашего счастья все, что в моей власти". Княжна Марья искренне прощает мадемуазель Бурьен, не подозревая, что это Бог спас ее от этого несчастья. Ведь если бы брак состоялся, Марья была бы несчастнейшей из женщин, потому что Анатоль решил жениться на ней из-за денег, он разбил бы ей сердце. Это жизненное испытание Марья прошла с достоинством, нам открываются лучшие ее черты характера, мы видим ее огромную любовь к людям и полное самоотвержение.

Однако и княжну Марью Толстой не идеализирует. В сцене бунта крестьян в Богучарове писатель показал слабые стороны ее характера. Марья ведет себя наивно, не может отличить правды от лжи, пытается из сострадания раздать мужикам господский хлеб, приняв за правду их жалобы на тяжелую жизнь. Но княжна не поддается искушению, отвергает предложение мадемуазель Бурьен сдаться французам и принимает решение уехать из Богучарова. В тяжелых условиях войны Марью не сломила смерть отца, что открывает нам такие черты ее характера, как стойкость, мужественность и решительность.

Как и другие героини Толстого, Марья свои лучшие душевные качества раскрывает в любви. Выйдя замуж за Николая Ростова, княжна Марья преображается и, несмотря на внешнюю некрасивость, неоднократно подчеркиваемую Толстым, становится прекрасной. Все духовные силы Марья отдает семье, в которой находит успокоение и понимание. Тем более, подружившись с Наташей, Марья находит подругу, которой можно рассказать все, которая ее поймет, которую она искала всю жизнь.

Княжна Марья оказывает благотворное влияние на вспыльчивого и иногда грубого в обращении с людьми мужа, с большой любовью и вниманием относится к воспитанию детей. Семейная жизнь Николая и Марьи обоим приносит счастье и покой, потому что супруги взаимно обогащают и понимают друг друга. Сбылись мечты Марьи о любви и счастливой семье, но ей все время казалось, что кроме того счастья, которое она имеет, было и другое, которого ей никогда не достигнуть: "Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна".



Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:07:37
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение