Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Имена и наименования в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» Часть 1 (Сочинение на свободную тему)


В повести В. Г. Распутина “Прощание с Матёрой” все имена и наименования служат способом выражения авторского замысла, а также авторского отношения к современной эпохе. Чтобы определить функции каждого, их следует разделить на группы: имена положительных героев, и тех, кто осуждается автором (их нельзя однозначно назвать отрицательными); наименования топографических объектов и объектов природы, имеющих собственные образы.


Однако среди них есть и такие, которые не относятся ни к одной из групп, они существуют обособленно.

К группе имён положительных героев относятся типичные русские имена старух, главных героинь повести: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Настасья, Егор, Сима. Благородное происхождение имён отсылает читателя к уходящей эпохе деревни, символизирует наследие предков и верность традициям. Имена внесценических персонажей, покинувших Матёру, как Агафья, Василиса, Лиза, Татьяна, Домнида, создают общий фон, с помощью которого автор показывает постепенно приходящую покинутость и заброшенность деревни. Пустые избы и могильные кресты сжигаются, хозяйство приходит в запустение, а люди перебираются в новый строящийся для совхоза посёлок, у которого нет имени, так как нет прошлого. Единственной опорой для старшего поколения остаётся властный и трудолюбивый характер Дарьи, другие герои могут “рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надежней”, поэтому собираются у неё в избе и “чаёвничают”, переживая и обговаривая начавшиеся перемены. Для них затопление означает уничтожение всего, чем они ранее жили, оно равносильно смерти; для автора постройка новой ГЭС, открытие водохранилища и вынужденное затопление острова означает не только гибель прошлого, но и уничтожение самобытности человека и атмосферы его окружения.

Автор неоднократно отмечает изменения в природе, ностальгируя по прошлому, с трепетностью и нежностью относится к матёринскому диалекту, на котором говорят старухи, к деревенскому быту и принятым порядкам. Он негативно оценивает наступающее новое время, что выражается в использовании уничижительных имён и фамилий персонажей, изменивших национальным традициям. Среди осуждаемых героев, например, Петруха, непутёвый сын Катерины, он лишается своего изначального имени, данного при рождении (Никита Алексеевич Зотов) за “простоватость, разгильдяйство и никчемность”. Его поведение выбивается за рамки патриархального сознания жителей острова, ведь для них добровольный поджог родной избы – это безрассудный поступок, внушающий отторжение и неприятие. Образ Петрухи низводится автором до такой степени, что имя героя уже играет роль наименования в соответствии с его личностью и свойствами характера. Также к этой группе принадлежит Клавка Стригунова, стремящаяся поскорее покончить с последними напоминаниями о деревенской жизни. Не связанная представлениями о родном доме, она из желания поскорее получить деньги сдаёт “в совхоз бычка городским на мясо”, по этой же причине её изба горит второй после Петрухиной. Её говорящая фамилия становится предеметом авторской игры слов – “Клавка Стригунова - эта давно бы и стриганула, да не пускал дождь”. По отношению к этой героине и Петрухе старуха Дарья резонёрствует: “Он такой же. Два сапога - пара“. Более того, автор добавляет к образу Клавки такую негативную черту, как взбалмошность, склочность и бесстыдство. После сбора урожая народ раскрепощается на отдыхе, ему достаточно следовать примеру одного человека, чтобы продолжить начатое. Образ Вальки, немой Симиной дочери, продолжает мотив безумия, постепенно захватывающего остров: люди, наблюдая за пламенем горящих изб, теряют связь со своей культурой и впадают в “мёртвое раздумье”, состояние полного онемения. “Поджигатели”, Воронцов и Жук, не способны понять трагизм судьбы острова и отчаяние тех, кому придётся его покинуть. Беззаботно шагающий по земле Воронцов не видит ничего противоестественного в очищении кладбища от могильных крестов, тогда как для матёринцев это преступление против памяти родных и близких; Жук не называется цыганом прямо, но наделён очень близкими к цыганским чертами лица, поэтому он принадлежит к типу персонажей, не имеющих своего места в этом мире, как цыганский народ кочует таборами с одной стоянки на другую.

Удивительно, что к тому же типу принадлежит Богодул, которого автор часто сравнивает с тараканом для того, чтобы показать близость героя к природе. Однако авторское отношение к нему иное, более доброе, оно являет Богодула характером исключительно положительным, при всём том, что речь героя наполнена непристойными ругательствами и матерными выражениями, она отличается искренностью, теплотой и нежностью. Через образ Богодула в повести концентрируются комическое (у него, “как у таракана, светить нечем - ни лампы, ни свечки”), а его имя, переиначенное деревенскими от “богохула”, оказывается предметом одного из немногих рассуждений автора. Также не меньшую комическую роль играет фамилия Афанасия Кошкина или Коткина, “кому как нравится, тот так и называл”. Смекалка и чувство юмора матёринцев способствуют появлению такой шутки: "Кошкин,- грят,- это ты вроде под бабой ходишь, а Коткин - дак баба под тобой". Имя маленького Коляни, внука Симы, имеет уменьшительно-ласкательный суффикс, что безусловно означает положительную характеристику этого героя автором. Молчаливый мальчик никогда не расстаётся бабушкой, поэтому они составляют почти одно целое (“Нет, Коляню я не отдам. Мы с Коляней вместе”), так образуется ещё одна пара связанных друг с другом персонажей. Имя Тунгуски, образованное от её принадлежности к древнему народу с помощью суффикса “К”, несёт также только положительный смысл, несмотря на то, в других именах этот суффикс имеет негативную окраску. Тунгуска не считается ни своей, ни чужой, но именно в тот период, когда люди покидают остров и фамильные корни перестают удерживать их на земле предков, она становится неотделимой частью Матёры и общества Дарьи.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 14:18:13
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение