Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Преступление и наказание» Анализ произведения (подробный). Часть 1 (Достоевский Ф. М.)


Мне хотелось бы предельно внимательно проанализировать произведение «Преступление и наказание». Где-то с юмором, где-то с язвительными заметками. Некоторые мысли, возможно, стоит даже посчитать крамольными. Но... начнём-с.

Герои Достоевского постоянно ищут прощения. Только вот на тот свет слишком уповают — если немного потерпеть, выдержать, то потом ждёт счастье и благополучие. Именно это Раскольникова и не устроило.


Ему хотелось в этом мире со дна выбраться. Но откуда это повиновение, это равнодушие к собственной жизни? Всё из-за слабости. А слабость от чего? От чувств ли сильных, загубленных запретами, от несправедливости? И какая-то болезненная любовь к больным и душевно покалеченным. Ницше бы воскликнул с презрением — христианство...

Раскольников убивает старуху — физическое насилие, а Мармеладов - семью (морально и косвенно физически из-за недостатка материальных средств к существованию). А причина одна — чувство отчуждённости, вопиющая нищета, ощущение неспособности что-то изменить, и любая попытка кажется бессмысленной. И остаётся только терпеть... Всё безнадёжно, а люди только потешаются — радуются, что у них чуть лучше. Целая категория несчастных — много думают, но ничего не делают.

Foxford

Безделье, приводящее к угнетению и утопии. И все они строят песчаные замки на костях, сбегая от реальности, предаваясь иллюзиями. А вы когда-нибудь думали, почему Раскольников решился на убийство? Потому что он был очень одинок — сидел целыми днями в комнате, лишённой света. Бытие определяет сознание. И каждую секунду он напоминал себе, насколько всё ужасно и тщетно. Бродский был не прав — выходить из комнаты всё-таки стоит. Хотя... останься он в комнате, и ошибку бы не совершил — старуху бы не убил. Однако именно из-за таких долгих посиделок в тёмной комнате умом почти тронулся — Ницше тем же страдал. Люди склонны жить в соответствии со своим внутренним состоянием. Нечистоты в мыслях неосознанно тянутся к грязи улиц. «Я озлился. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь была в моей конуре, видела... А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как я ненавидел эту конуру! А всё-таки выходил из неё не хотел. Нарочно не хотел! По суткам не выходил и работать не хотел, и даже есть не хотел, всё лежал.»

Чувство справедливости и сострадание в Раскольникове борется с презрением и опустошённостью. Он видит, как всё бесполезно. Что никому ни до кого нет дела... и даже самим обиженным и оскорблённым нет дела до себя...

Добрый по натуре, он вынужден обстоятельствами решиться на отчаянный шаг. И пусть молчат чистоплюи - выбор есть всегда, но иногда он настолько мерзок, что приходится поступиться принципами. И да, это неправильно. Он вор, убийца. Он не имел никакого права убивать человека, который не нападал на него. Косвенно - да, она виновата. Но жадность и равнодушие присущи всем нам, и устраивать геноцид... не лучшая идея, уже пытались. А ведь Раскольников действительно начал мнить себя Наполеоном — великим человеком, способным что-то изменить. Вернее он надеялся на это, но, как оказалось, надеялся напрасно. «Благими намерениями выстлана дорога в ад.» Фатализм. будто сама судьба подталкивала его к преступлению — всё так удачно совпало, что невольно начинаешь задумываться — уж не демоны ли его вели. Или всё дело в кармических уроках?..

Достоевский во многом намекает на коммунизм — раскулачивание, равенство, идеальный мир. Нашлись люди, которые решились воплотить. И вроде даже стало чуть лучше, но в масштабе... разве что-то значительно изменилось?

Раскольников не убийца, он теоретик. Поэтому его сломила болезнь, его душа была повреждена.

Я помню как в школе нам настойчиво твердили - обухом по голове, остриём на себя. Ну не кромсать ведь... мало приятного человека пополам рассекать, здесь вам не Япония, обойдёмся без харакири. Серьёзно - допущение образовательной системы: я чётко помню как ударил и какого цвета были занавески, но совершенно не помню моральных терзаний героя. Более того - поймёте ли абсурдность: даже смерть сестры процентщицы никак не уложилась в памяти. Вас не удивляет, что всегда говорят лишь о старой процентщице, а невинная Лиза... ну туда и дорога блаженным — Раскольников ей услугу оказал, так получается?.. Ну да... убил пару человек... что сказать? Лес рубят, щепки летят. Цинично. Невинная женщина недалёкого ума, почти ребёнок, молящий о пощаде.

Достоевский старался показать героя, к которому не будет сочувствия — жадную тщедушную старушонку. И понять - так нельзя, даже её жизнь ценна. С другой стороны, не является ли это лицемерием? Не борись со злом, иначе сам измараешься. Лучше подставь вторую щёку, да? Только это не так работает...

Как часто мы бросаем слова на ветер? Да чтоб они сдохли. Да я б их убил. Как часто косвенно убиваем? Но нам немыслимо решиться. И за права свои никто не воюет. Все смиренны, лишь жалуются и терпят. Лицемерие. А Раскольников бросил вызов, совершил поступок, отбросив пустую полемику. Убийство - не повод для гордости, но его глубинная составляющая (само нежелание мириться со злом, само стремление к справедливости) является достойной. Хотя... а что если даже этот порыв во имя мнимой справедливости является слабостью. Ведь кто он такой, чтобы принимать столь серьёзные и... убийственные решения?

И самое страшное для Раскольникова становится не само убийство, а неизвестность - узнают и поведут на эшафот или же потеряют след.

Равнодушие губит, но каждый хочет быть услышанным, понятым - и Раскольников искал участия в Разумихине, при этом испытывая отвращение. То самое выражение: в одиночестве он тосковал по обществу, а в обществе грезил об одиночестве.

Зосимов - либо чёрное, либо белое. А для Разумихина все хорошие... если не вглядываться. Но кто дружит со всеми не дружит ни с кем. Однако Разумихин замечает - не отталкивать надо, а исправлять.

Казаться, а не быть - принарядиться, щеголять и выдавать абсолютно бестолковые мысли. И таким хитрым способом богатеть, не трудясь... За счёт чужой работы... Очень много тем поднимает Достоевский, и все они оказываются неразрешимыми, непонятными. Мир — это театр абсурда.

Местами это выглядит даже потешно. Раскольников, как клоун из «Оно». Только тот детишек пугал, а Родион людей - «а хотите я вам расскажу... не хотите? Ну ладно.. а так хотелось рассказать про то, как я старуху с её сестрой убил... ну да ладно, не буду.»

И никто не хочет связываться... только поругают, а в контору не ведут. К чему ввязывать в чужие проблемы... брать ответственность. Вот она вечная русская проблема - всё только на словах. Другое дело Раскольников — ставящий поступки превыше бесконечных теорий. Не желающий мириться с несправедливым миром... и при любых обстоятельствах несчастный человек.

Раскольникову больно было видеться с родными. Он хотел прекратить все связи, забыть чувство любви - ведь он чувствовал себя изгнанником, неспособным вернуться в привычное русло жизни.

«Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало.»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:53:23
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение