Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны понятия одиночества и поэтического вдохновения? (ЕГЭ по литературе)


В стихотворениях М.Ю. Лермонтова сквозной темой является тема одиночества. Поэт сделал эту эмоцию не просто человеческим чувством, но и единственным возможным душевным состоянием истинного поэта: рассказывая о своем понимании предназначения поэта, Лермонтов непременно подчеркивает одиночество лирического героя. Рассмотрим подробнее, как же связаны для Лермонтова понятия одиночества и поэтического вдохновения.


Тема противопоставления поэта и толпы проявляется уже в первом попавшем в печать стихотворении Лермонтова «Смерть поэта», написанном на смерть Пушкина. Лермонтов яростно и смело обличает толпу, готовую сначала «злобно гнать свободный, смелый дар», а затем возносить ему «пустых похвал ненужный хор». Причем поэт контрастно показывает гения – олицетворения свободы – и его палачей, «людей с черной кровью». Причем Лермонтов отчасти даже уверен, что любой поэт обречен на одиночество, что его гневная речь останется не услышанной, но при этом продолжает обвинять окружающих. Можно сказать, что положение поэта становится для Лермонтова своеобразным источником вдохновения.

Foxford

Творец у Лермонтова является божественным избранником, стоящим гораздо выше всех людей в нравственном смысле и потому обреченным на непонимание и одиночество. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Пророк», где поэт противопоставляет вольную, но одинокую жизнь лирического героя в пустыне, где его слушают звезды, «лучами радостно играя», и где ему покорны все создания, и кратковременные вылазки в город, когда герой сталкивается с презрением со стороны окружающих, не способных понять пророка. Антитеза помогает читателю понять, что истинный поэт обречен на печальную участь быть непонятым.

Более того, зачастую переживания творцов настолько сильно отличается от переживаний обычных людей, что единственный, кто может по-настоящему понять их, - это Бог. Именно об этом и говорит Лермонтов в другом своем стихотворении «Нет, я не Байрон…». Здесь снова возникает мотив избранничества людей, наделенных поэтическим даром, их несовпадения с остальными людьми. Недаром человечество названо в стихотворении «толпой». Лирический герой ощущает, что он «позже начал, кончит ране», что его «ум немного совершит»: он предчувствует раннюю смерть на пике возможностей и понимает, что он «гонимый миром странник», как и другой великий поэт – Байрон. Но при всем этом герой стихотворения осознает себя настолько яркой индивидуальностью, не похожей на всех остальных, что «рассказать свои думы» может или он сам, или Бог.

Таким образом, неудивительно, что в произведениях Лермонтова, рано пережившего смерть матери и разлуку отцом, тема одиночества стала ключевой. Именно отчужденность от остального мира стала для поэта своеобразным знаком, отличающим поэтов от другого мира, и неисчерпаемым источником вдохновения.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 06:20:09
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение