Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Когнитивный подход в психологии мотивации: мотивация достижения. (Психология)

Феномен человеческой мотивации – одно из загадочнейших явлений душевной жизни человека. В ходе продвижений в психологической науке и увеличения количества различных школ и направлений психологической мысли звучали всё новые и новые объяснения мотивации человека.

В объяснении когнитивного толка особое значение уделяется одному из видов мотивации – так называемой мотивации достижения. Мотивация достижения напрямую связана с реализацией способностей человека в той или иной сфере, или, иначе говоря, этот вид мотивации напрямую влияет на успех человека. При этом Хекхаузен уточнил, что влияние уровня мотивации (к примеру, в детском коллективе) является более существенным фактором успеха чем действительно присутствующие у детей способности.

Можно заметить, что в то время как способности в среднем находятся у множества людей примерно на одном уровне с не столь значительными отклонениями и единичными случаями крупного отрывав ту или иную сторону, их мотивация значительно отличается, так же как и их успешность. Деятельностью, имеющей результат определённой успешности, можно назвать лишь деятельность с конкретным осязаемым наглядным результатом, которому может быть дана какая-либо конкретная качественная либо количественная оценка, которая, разумеется, должна быть адекватной - то есть такой, при которой при определённом уровне мотивации конкретная деятельность имеет шансы оказаться как успешной, так и неуспешной, то есть и слишком низкие, «пропускающие» любую деятельность, так и слишком высокие, априори обрекающие результат на неудачу, должны отвергаться – вместо них должен быть некий реально достижимый нормативный уровень, превышение которого можно читать совершением требуемого достижения. Также, достиженческая деятельность должна быть желанна для субъекта и должна быть достигнута как результат его самоличных усилий. Случается так, что в качестве такой деятельности выступает такая деятельность, которая традиционно не признаётся как достиженческая, к примеру, «охота за сердцами», где нахождение объекта потребности в привязанности выступает как достижение, а целью является «сбор» большего их количества.

В когнитивном подходе к изучению мотивации выделяют такие факторы как желание/готовность субъекта прилагать усилия для достижения своих целей, ожидания успеха, а также внешняя/внутренняя направленность компонентов мотивации человека. Сторонники когнитивного подхода выдвинули множество различных теорий достиженческой мотивации, некоторые из которых заслуживают отдельного рассмотрения.

Атрибутивная теория мотивации Вайнера.

Эта теория основывается на феномене атрибуции (или же отождествления) – приписывания тем или иным событиям связи с факторами различной природы. Некоторые люди связывают свои достижения с внешними силами или внутренними факторами. Так, получив хорошую отметку на контрольной, один свяжет успех с независимыми факторами внешней природы – лёгкостью теста, помощью учителя и тому подобное. В этой теории применяется теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона. По этой теории мы можем предположить о влиянии полученных результатов на нашу оценку способностей. Выставление уровня притязаний зависит от прилагаемых усилий, субъективной оценки собственных способностей и предполагаемой трудности задачи. Но также уровень мотивации зависит и от других факторов. Кроме случайного фактора, который, безусловно, оказывает влияние, но не может быть точно обозначен в силу своей случайности, стоит вспомнить о факторе управляемости ситуации – то есть от того, насколько мы можем контролировать ситуацию. Было доказано, что потеря контроля над ситуацией ведёт к ослаблению мотивации. Таким образом, стоит заметить, что фактор управления ситуацией так же важен, как и уже упомянутые выше четыре основные каузальные атрибуции.

Изначальная схема была переработана, и факторы разделили на стабильные и нестабильные контролируемые и неконтролируемые субъектом факторы. Далее используем атрибутивный подход в отношении к вызываемым результатами действий эмоциям в их временном рассмотрении. Стабильные факторы вызывают длительные положительные эмоции в связи с успехами, в результате чего мотивация усиляется. Если же достижение связано с непостоянными (и в особенности, неконтролируемыми нестабильными) факторами, то мотивация ослабляется.

Вайнер выделил три типа атрибуций, определённым образом влияющих на эмоции от реализации мотивации достижения. Это параметры стабильности, локуса и контролируемости.

Параметр стабильности связан с переживаниями субъекта о своём будущем, стабильные причины успеха воодушевляют, стабильные причины неудач приводят к отчаянию.

Параметр локуса обозначает приписывание успехов и неудач внешним или внутренним причинам. Оптимистам свойственно приписывать свои успехи себе, своим способностям и стараниям, в то время как причины неудач находят во внешних обстоятельствах, в связи с чем они чувствуют гордость за свои достижения и не отягощаются из-за провалов.

Параметр контролируемости отражает степень возможности изменения действия фактора. За неудачи, связанные с действием контролируемых факторов, человек чувствует вину за то, что не смог изменить зависящие от него обстоятельства и избежать провала.

Таким образом через эмоциональные реакции проявляются каузальные атрибуции субъекта, благодаря чему можно предсказать его наиболее вероятные дальнейшие действия.

Разумеется, у атрибутивной теории есть и свои минусы: к примеру, стабильность конкретных атрибуций, таких как удача или способности подвергается сомнению, кроме того, не учитываются социальные отношения и влияние мнения окружающих на мотивацию достижения. Кроме того, прямой связи между оптимальными для мотивации достижения атрибуциями и успешностью не выявлено.

Теория выученной беспомощности

Теория выученной беспомощности рассматривает зависимость мотивации от контролируемости первого негативного опыта в конкретной ситуации. Независимость от субъекта и неизбежность стрессового состояния вызывают подавленность у субъекта и в последующем он меньше пытается сопротивляться в схожих ситуациях в будущем, даже если в последующих тестах у субъекта будет возможность избежать стресса, в то время как те, кто не подвергался неконтролируемой неудаче вначале показали большие усилия для избегания неудачи, и даже в случае провала совершают большее количество попыток.

На основе этой теории Селигман выделил три казуальных параметра: постоянство, широту и персонализацию. В зависимости от значения каждого параметра формируется определённый стиль объяснения: самый продуктивным стилем объяснения является адаптивный, самый невыгодный – пессимистический.

Теория имплицитных представлений о способностях

Теория имплицитных представлений о способностях рассматривает две теории оценки способностей, данностную, предполагающую способности неизменяемыми и изначально заданными на определённом уровне и сохраняющимися на нём, и прибыльную, подразумевающую возможность развития и приобретения способностей в результате усилий.

Эти две системы оценки способностей формируют два основных поведенческих паттерна. Ориентация на мастерство ставит своей целью развитие способностей и преодоление трудностей. Она свойственна сторонникам прибыльной теории способностей вне зависимости от их оценок своих способностей и тех сторонников данностной теории, кто высоко оценивает свои способности, но в их случае целью является скорее доказательство своего высокого уровня способностей, а не его улучшение. Сторонники данностной теории с низким уровнем способностей в основном склонны к паттерну беспомощности, они стараются избегать трудностей и не стремятся к достижениям, так как они не верят, что могут улучшить свои способности и добиться чего бы то ни было.

Теория самоэффективности.

Под самоэффективностью представляется суждение человека о своей способности справиться с конкретной задачей. То есть рассмотрение человеком своих способностей не вообще, а в качестве уровня эффективности в конкретной ситуации. Соответственно, учитывается уровень сложности задачи, уровень эффективности в конкретной сфере и относительно конкретной задачи с учётом контекста выполняемой деятельности. Таким образом, если субъект уверен, что поставленная перед ним задача ему по силам, уровень его мотивации растёт.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.