Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Изучение мотивации в школе К.Левина. Понятия «истинная потребность и квазипотребность» (Психология)

По мнению одного из авторитетнейших немецких учёных-психологов, Курта Левина, потребности – это то, что движет человечество вперёд, так как является тем, что направляет поведение каждого отдельно взятого человека. Деятельность человека реализуется в соответствии с его действиями и намерениями. За одним и тем же действием у разных людей могут скрываться абсолютно разные намерения. В любом случае, совершение конкретной деятельности направленного характера показывает существование у субъекта определённой квазипотребности.

Квазипотребностью Левин называл социально обусловленную потребность, не заложенную генетически и не имеющей ключевого значения для выживания особи. Другое важное отличие квазипотребности – её сиюминутность, связь с конкретными обстоятельствами и ситуацией, в то время как «истинные» по мнению Левина потребности не зависят от ситуации, проявляются в течение всей жизни Однако и те, и другие потребности схожи по своему строению и способам действия, и кроме того, квазипотребности не отделены от организма и тесно связаны с истинными потребностями.

Стоит заметить, что в своих многочисленных экспериментах Левин не придавал особого значения смысловому содержанию потребности, наблюдая в основном лишь на её деятельностное проявление. Левин представлял потребности в виде некоторой напряженной электрической системы, нуждающейся в разрядке Такой разрядкой, как для истинных, так и для квазипотребностей является процесс удовлетворения тревожащей потребности.

К примеру, рассмотрим многочисленные эксперименты этой школы с незавершёнными действиями. В ходе эксперимента испытуемому предлагалось выполнить какую-либо несложную программу действий (как вариант, сложить или нарисовать что-либо), однако в середине эксперимента вмешивались и не давали субъекту закончить начатое. В одном из таких экспериментов вместо прерванного действия говорили начать другое действие. За время выполнения второго задания экзаменатор должен был спрятать или прикрыть оставшийся после первого задания объекты.

После выполнения второго задания экзаменатор делал вид, будто не наблюдал за испытуемыми, а сам внимательно следил за ходом их действий, благодаря чему обнаружил, что даже несмотря на попытки замаскировать объект, фигурировавший в первом задании, он по-прежнему привлекает усиленное внимание у работавших с ним испытуемых, и они стремятся закончить начатое, даже если от этого нет никакой выгоды.

Что же заставляет человеческий разум делать акцент именно на незавершённых действий? В своих наблюдениях Левин не раз сталкивался с различными проявлениями этого феномена. К примеру, сидя в ресторане он заметил, что официант, которого он расспросил, лучше помнил ещё не поданный заказ, а вот состав недавно принесённого им заказа он уже успел забыть. Почему так? Дело в том – говорит Левин – что у официанта нет нужды запоминать уже принесённый заказ, так как после его исполнения информация о нём становится бессмысленной, в то время как информация о ещё не поданном заказе пригодится в дальнейшем.

Проверяя свои рассуждения, Левин провёл ещё одну серию тестов: испытуемый выполнял около двадцати различных заданий, часть из которых он доводил до конца, часть прерывал по указанию экзаменатора. После этого его просили выполнить ещё одно задание и заодно спрашивали о уже выполненных. Левина интересовали те виды заданий, который вспоминались без умственных усилий, спонтанно – точнее соотношение среди них выполненных и недовыполненных заданий. Как оказалось, недовыполненных вспоминалось больше почти в два раза! На основании этих результатов Левин предположил, что процессы запоминания связаны с неразряженностью системы, то есть с наличием невысвобожденной энергии. Таким образом намерение, или же квазипотребность, представляет из себя систему с зарядом, существующую в рамках конкретной ситуации и конкретных обстоятельств с учётом реализации в будущем какого-либо желаемого результата, образ которого формирует цель конкретного намерения.

Видоизменяя эксперимент, Левин теперь прямо задавал задачу вспомнить совершённые ранее действия. Соотношение вспомненный задач почти выровнялось – недоделанные действия вспоминались лучше завершенных лишь в 1.2 раза вместо первоначальных 1.9. Это вызвано тем, что намерение закончить незавершенное действие перебивается новым намерением, вызванным чётко поставленной задачей вспомнить действия. Так же усиленное запоминание незавершенных действий не проявляется при сильной усталости испытуемого.

В этих испытаниях можно было выделить два типа испытуемых: одни выполняли задачи из интереса к ним и к эксперименту, другие же делали их из стремления угодить экзаменатору. В таком случае наличие экспериментатора и условия эксперимента способствовали возникновению мотива для выполнения действия, то есть именно в ситуации, с привязкой к текущему моменту и возникают квазипотребности. Именно динамика энергии человека, её напряжение руководит состоянием психической деятельности человека. Стоит отметить специфику человеческих потребностей – в отличии от потребностей животных, они не имеют точно заданной программы, отличаются широкой вариабельностью и могут возникать без опоры на физиологические нужды организма, то есть могут возникать намерения, с точки зрения биологии абсолютно бессмысленные, чего животное позволить себе не может. Не только содержание, но и способ удовлетворения потребности у человека не загнан в жестокие рамки, и для удовлетворения одной потребности человек может использовать несколько различных способов, в зависимости от ситуации.

Так, в опытах Г.В. Биренбаума был исследован феномен забывания намерений. Испытуемым выдавалось задание на нескольких листах и чётко диктовалось требование подписать каждый лист. Именно это намерение исследовалось на забываемость. Интересно, что при требовании нарисовать монограмму испытуемые часто забывали поставить подпись, однако у тех, кто делал наиболее художественную монограмму подписи сохранялись. Биренбаум смог выделить несколько основных факторов, влияющих на силу намерения:

1) Значение намерения для испытуемого

2) Эмоциональное содержание намерения

3) Взаимосвязанность текущего намерения и основной деятельности

4) Особенности психологического поля текущей ситуации

5) Личные характеристики испытуемых

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.