Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


А.А. БЛОК Образ Прекрасной Дамы (на примере стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы») (ЕГЭ по литературе)


Но я верю: Милая – Ты.

А. Блок

А. Блок, которого А. Ахматова называла «трагическим тенором эпохи», сформировался как поэт в начале ХХ века в русле младосимволистов (течение символизма). Основное внимание символисты концентрировали на семантике образа, который должен быть многоуровневым, неоднозначным, неуловимым. И основная задача Блока – погрузить сознание читателя в мир, выходящий за рамки обыденности.

Своё поэтическое кредо раннего периода Блок выразил в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902-й годы).


Мировоззрение поэта в этот период сформировалось под влиянием учения В. Соловьёва о Софии – Вечной Женственности. Программным стихотворением как этого цикла, так и всего начального поэтического пути Блока можно назвать произведение «Вхожу я в тёмные храмы…».

С первой же строки Блок как бы берёт читателя за руку и вводит в свои «тёмные храмы». Что подразумевается под этим символом? Это могут быть бездны человеческого бессознательного, тайный внутренний мир поэта, его душа, пока ещё не озарённая проблеском вдохновения.

Мне представляется, что «тёмные храмы» - это начальный этап поэтического творчества, когда только начинают формироваться неясные пока идеи и образы, зарождаются, отдельные слова и словосочетания и рифмы.

Foxford

Всё это напоминает первородный космический хаос, которого ещё не коснулось дыхание Творца.

Поэт «совершает свой бедный обряд». Он пытается собрать разрозненные слова и образы в своей голове в нечто целое. Но ключевым здесь является эпитет «бедный». Обряд, о котором говорится во второй строке, неполон, он, он лишён чего-то важного. Чего же? И в третьей строке мы находим объяснение. Обряд творчества неполон без присутствия Прекрасной Дамы.

Кто же эта загадочная Дама, о которой поэт пишет исключительно с заглавной буквы? Люди так обращаются только к высшему началу, к Богу. Причём в христианстве принято обращение к Богу на «Ты», но даже местоимение пишется с большой буквы. Так и у Блока: в последней строке он восклицает: «Милая – Ты!». Значит ли это, что таинственная Дама олицетворяет женскую ипостась Бога? Вполне возможно.

Лирический герой ожидает Прекрасную Даму трепетно, дрожа и замирая от каждого «скрипа дверей». Сам он стоит «в тени у высокой колонны». Он как бы приблизился к чему-то высшему, горнему, уходящему в высь неба («высокая колонна»), но ещё не смеет выступить на свет. Он ещё не чувствует себя достойным и поэтому робко, волнуясь, стоит «в тени».

Лирический герой не видит наяву своей Дамы, но ощущает её всем своим существом. Он чувствует, как «в лицо» ему глядит «озарённый» её образ, её видение. Одежды Дамы он называет «ризы». Так же именуется облачение священников. Значит, Дама для него – высшая духовная сущность. И в третьей строфе поэт так к ней и обращается: «Святая». Своё служение ей он уподобляет храмовому ритуалу. В стихотворении присутствует как интерьер храма, так и обрядовые атрибуты: лампады, свечи.

Когда появляется «Величавая Вечная Жена», всё вокруг преображается. Храм перестаёт быть тёмным, он становится красочным и многоликим:

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Здесь поэт использует эффектное олицетворение, передающее динамику («бегут»), приподнятость («высоко»), радостное, волшебное настроение («улыбки, сказки и сны»). Даже свечи становятся «ласковы». И хотя перед лирическим героем нет конкретной земной женщины (ему не слышны «ни вздохи, ни речи»), но он ощущает присутствие Прекрасной Дамы каждой своей клеточкой и трепетно верит, что она и есть его «Милая». Я считаю, что лирический герой стихотворения неотделим от личности самого поэта.

В стихотворении Блок использует приём градации: от тёмного к светлому. В «тёмных храмах» поэт ждёт свою Прекрасную Даму. И является не просто Дама, а некая Высшая Женская Сущность, облачённая в священнические ризы. И всё вокруг преображается, всё приходит в движение, озаряется высшим светом, проявляется в счастливых видениях.

Этот мистический процесс похож на кульминационный этап поэтического творчества, когда приходит вдохновение, и неясные слова и образы начинают оформляться в законченные строки и строфы. Прекрасная Дама выступает здесь в роли Музы, помогая поэту через творческое озарение совершить его ритуал, который из «бедного обряда» превращается в высокое действо, насыщенное красками жизни и образами горнего мира.

Таким образом, туманная и мистическая Прекрасная Дама из ранней поэзии Блока и Священное Женское Начало, женская ипостась Божественного, и Муза, озаряющая творческий путь поэта, и недосягаемый женский Идеал.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:32:20
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение