Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ стихотворения Иософа Бродского «Конец прекрасной эпохи» (ЕГЭ по литературе)


Как характеризует себя лирический герой, какую автохарактеристику даёт? «Я – один из глухих…» Герой воспринимает себя глухим, на мой взгляд, потому что он пишет стихи для себя, не слыша отзыва от окружающих, ведь его стихи не печатают, не востребованы обществом, а точнее, советской властью. «Облысевших, угрюмых послов // второсортной державы, связавшейся с этой…». Герой принадлежит к еврейской нации, иронично названной «второсортной державой», связавшей свою судьбу с этой (указательное местоимение без названия страны – уже пренебрежительное отношение к стране, где герой испытывает «угрюмость»). Сразу же вспоминаются строки А. Блока из стихотворения «О, я хочу безумно жить…»:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь свободы торжество!

Ключевое слово из этих строк А. Блока для понимания настроения и мироощущения героя Бродского – «свобода».


Лирический герой, как сказал Блок о Пушкине, обладает «тайной свободой», он, «не желая насиловать собственный мозг», как это ни парадоксально, отправляется за вечерней газетой не для того, чтобы получать из них прописные истины, а чтобы самому составить собственное мнение об окружающем мире, именно поэтому «сам себе подавая одежду», он спускается в киоск.

Итак, сюжет стихотворения включает в себя повествовательный сюжет (поход за вечерей газетой) и лирический сюжет – мысли, чувства, настроение лирического героя, возникшие в результате этого путешествия.

Сюжетообразующим для 2, 3 и 4-ой строф являются словосочетания:

«в этих грустных краях» (2 и 3 строфы) и «этот край недвижим».

Foxford

Грусть, неподвижность (застой?) – именно так характеризуется «конец прекрасной эпохи» - советская жизнь. Грусть рождается от примет окружающей действительности: «Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал…». Почему «эпиграф» этой действительности «конца прекрасной эпохи» - «победа зеркал»? Зеркала и лужи, очевидно, как в Королевстве кривых зеркал, отражают нечто противоположное реальной действительности, порождая «эффект изобилья». А изобилья-то в витринах советских магазинов и не было: всем известен дефицит продуктов и пустые прилавки, поэтому обманутые иллюзией воры крадут не апельсины (где вы их видели в советских магазинах?), а их отражение:

Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя (амальгама – сплав какого-нибудь металла с ртутью, из которого изготовляли зеркала). Всё в окружающей действительности иллюзия, ложь и обман.

В третьей строфе можно выделить целый словесный ряд, характеризующий «конец прекрасной эпохи»: «всё рассчитано на зиму» - сны, стены тюрем (образ несвободы), пальто, туалеты невест белизны новогодней, воробьиные кофты (серые, невзрачного цвета), грязь по числу щелочей, пуританские нравы, бельё. Даже скрипки в руках скрипачей названы прозаически и обыденно – «деревянные грелки». Всё унылое, бесцветное, лишённое ярких красок. Этот «недвижимый край» характеризуется с помощью газетной лексики: «объём валовой чугуна и свинца», которая создаёт ощущение давящей тяжести, гнёта. Прежняя власть (имеется в виду дореволюционная, царская) характеризуется так:

Вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.

Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.

Прежняя царская власть, символом которой являлись орлы, тоже держалась на насилии. А в советской действительности «даже стулья плетёные держатся … // на болтах и на гайках». Человека воспринимали как «болтик» или «гайку» в основании государства, не признавая в нём личного, индивидуального.

Следующие две строфы (5 и 6 – центральные) отражают, на мой взгляд, идею этого лирического произведения:

Только рыбы в морях знают цену свободы; но их

Немота вынуждает нас как бы к созданью своих

Этикеток и касс…

Человек и природа противопоставлены, разъединены. Именно отсутствие свободы – причина возникновения искусственного мира, где подлинные ценности заменены «этикетками», «кассами», «прейскурантом», где царит расчёт и навешивание ярлыков. Но главное, разорвана связь со Вселенной, с Вечностью. Пространство – это бесконечность, а здесь оно «торчит прейскурантом». Время Вселенной – Вечность, а здесь «время создано смертью». Даже «кочет внемлет курантам». Куранты – символ Кремля, государственной власти, которая подчинила всё своему «прейскуранту», своим идеям, которые не предполагают своего мнения и самостоятельного мышления. Эта эпоха охарактеризована как «эпоха свершений», и лирическому герою, имеющему «возвышенный нрав», жить в такую эпоху «к сожалению, трудно». Лирический герой задумал побег в «пятёрку шестых», то есть за пределы Советской страны, которая занимала одну шестую часть планеты. Сравним со строчками из стихотворения Сергея Есенина «Русь советская»:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Как видим, два поэта занимают прямо противоположные позиции по отношению к «шестой части земли». Есенин

Воспевает Советскую Россию, а Бродский с сожалением говорит о том, как трудно жить в родной стране «в эпоху свершений». У лирического героя Бродского даже возникают мысли о самоубийстве: «То ли пулю в висок…».

Повествовательный сюжет завершается тем, что лирический герой, купивший газету в киоске, читает в разделе «Из зала суда» о том, что «приговор приведён в исполнение». Обыватель «узрит сквозь очки в оловянной оправе, // где лежит человек вниз лицом у кирпичной стены; // но не спит». Самое страшное – это привычка к расстрелам, к смертной казни, когда гражданин, прочитавший о приведении приговора в исполнение, увидит только «картинку», не испытывая при этом сожаления и сострадания.

В чём же истоки несвободы в стране, тоталитаризма? Их «корни» лирический герой видит в прошлом, в истории, когда «белоглазая чудь» (предки) «дальше смерти не хочет взглянуть», то есть думает о земном, конечном, но не о духовном, вечном. У героя даже возникает желание на спиритическом сеансе («Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть», чтобы спросить за нынешнее насилие и несвободу Рюрика, основателя русского княжества и царства.

«Зоркость этих времён – это зоркость к вещам тупика». Поэт не видит перспективы развития страны, у него ощущение, что она идёт в тупик. Поэтому он не может «по древу умом растекаться», как описанный в «Слове о полку Игореве» древний певец Боян, а «плевком по стене». И пера жар птицы не достать, чуда не произойдёт, а ждать только «топора» - казни – «да зелёного лавра» - посмертной славы.

Таким образом, мы убедились в том, что название «Конец прекрасной эпохи» - эта характеристика советской действительности, авторское восприятие жизни в Стране Советов. Основное настроение героя – мрачное, пессимистическое.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:08:13
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение