Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения Иософа Бродского «Конец прекрасной эпохи» (ЕГЭ по литературе)

Как характеризует себя лирический герой, какую автохарактеристику даёт? «Я – один из глухих…» Герой воспринимает себя глухим, на мой взгляд, потому что он пишет стихи для себя, не слыша отзыва от окружающих, ведь его стихи не печатают, не востребованы обществом, а точнее, советской властью. «Облысевших, угрюмых послов // второсортной державы, связавшейся с этой…». Герой принадлежит к еврейской нации, иронично названной «второсортной державой», связавшей свою судьбу с этой (указательное местоимение без названия страны – уже пренебрежительное отношение к стране, где герой испытывает «угрюмость»). Сразу же вспоминаются строки А. Блока из стихотворения «О, я хочу безумно жить…»:

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь свободы торжество!

Ключевое слово из этих строк А. Блока для понимания настроения и мироощущения героя Бродского – «свобода».

Лирический герой, как сказал Блок о Пушкине, обладает «тайной свободой», он, «не желая насиловать собственный мозг», как это ни парадоксально, отправляется за вечерней газетой не для того, чтобы получать из них прописные истины, а чтобы самому составить собственное мнение об окружающем мире, именно поэтому «сам себе подавая одежду», он спускается в киоск.

Итак, сюжет стихотворения включает в себя повествовательный сюжет (поход за вечерей газетой) и лирический сюжет – мысли, чувства, настроение лирического героя, возникшие в результате этого путешествия.

Сюжетообразующим для 2, 3 и 4-ой строф являются словосочетания:

«в этих грустных краях» (2 и 3 строфы) и «этот край недвижим». Грусть, неподвижность (застой?) – именно так характеризуется «конец прекрасной эпохи» - советская жизнь. Грусть рождается от примет окружающей действительности: «Ветер гонит листву. Старых лампочек тусклый накал…». Почему «эпиграф» этой действительности «конца прекрасной эпохи» - «победа зеркал»? Зеркала и лужи, очевидно, как в Королевстве кривых зеркал, отражают нечто противоположное реальной действительности, порождая «эффект изобилья». А изобилья-то в витринах советских магазинов и не было: всем известен дефицит продуктов и пустые прилавки, поэтому обманутые иллюзией воры крадут не апельсины (где вы их видели в советских магазинах?), а их отражение:

Даже воры крадут апельсин, амальгаму скребя (амальгама – сплав какого-нибудь металла с ртутью, из которого изготовляли зеркала). Всё в окружающей действительности иллюзия, ложь и обман.

В третьей строфе можно выделить целый словесный ряд, характеризующий «конец прекрасной эпохи»: «всё рассчитано на зиму» - сны, стены тюрем (образ несвободы), пальто, туалеты невест белизны новогодней, воробьиные кофты (серые, невзрачного цвета), грязь по числу щелочей, пуританские нравы, бельё. Даже скрипки в руках скрипачей названы прозаически и обыденно – «деревянные грелки». Всё унылое, бесцветное, лишённое ярких красок. Этот «недвижимый край» характеризуется с помощью газетной лексики: «объём валовой чугуна и свинца», которая создаёт ощущение давящей тяжести, гнёта. Прежняя власть (имеется в виду дореволюционная, царская) характеризуется так:

Вспомнишь прежнюю власть на штыках и казачьих нагайках.

Но садятся орлы, как магнит, на железную смесь.

Прежняя царская власть, символом которой являлись орлы, тоже держалась на насилии. А в советской действительности «даже стулья плетёные держатся … // на болтах и на гайках». Человека воспринимали как «болтик» или «гайку» в основании государства, не признавая в нём личного, индивидуального.

Следующие две строфы (5 и 6 – центральные) отражают, на мой взгляд, идею этого лирического произведения:

Только рыбы в морях знают цену свободы; но их

Немота вынуждает нас как бы к созданью своих

Этикеток и касс…

Человек и природа противопоставлены, разъединены. Именно отсутствие свободы – причина возникновения искусственного мира, где подлинные ценности заменены «этикетками», «кассами», «прейскурантом», где царит расчёт и навешивание ярлыков. Но главное, разорвана связь со Вселенной, с Вечностью. Пространство – это бесконечность, а здесь оно «торчит прейскурантом». Время Вселенной – Вечность, а здесь «время создано смертью». Даже «кочет внемлет курантам». Куранты – символ Кремля, государственной власти, которая подчинила всё своему «прейскуранту», своим идеям, которые не предполагают своего мнения и самостоятельного мышления. Эта эпоха охарактеризована как «эпоха свершений», и лирическому герою, имеющему «возвышенный нрав», жить в такую эпоху «к сожалению, трудно». Лирический герой задумал побег в «пятёрку шестых», то есть за пределы Советской страны, которая занимала одну шестую часть планеты. Сравним со строчками из стихотворения Сергея Есенина «Русь советская»:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Как видим, два поэта занимают прямо противоположные позиции по отношению к «шестой части земли». Есенин

Воспевает Советскую Россию, а Бродский с сожалением говорит о том, как трудно жить в родной стране «в эпоху свершений». У лирического героя Бродского даже возникают мысли о самоубийстве: «То ли пулю в висок…».

Повествовательный сюжет завершается тем, что лирический герой, купивший газету в киоске, читает в разделе «Из зала суда» о том, что «приговор приведён в исполнение». Обыватель «узрит сквозь очки в оловянной оправе, // где лежит человек вниз лицом у кирпичной стены; // но не спит». Самое страшное – это привычка к расстрелам, к смертной казни, когда гражданин, прочитавший о приведении приговора в исполнение, увидит только «картинку», не испытывая при этом сожаления и сострадания.

В чём же истоки несвободы в стране, тоталитаризма? Их «корни» лирический герой видит в прошлом, в истории, когда «белоглазая чудь» (предки) «дальше смерти не хочет взглянуть», то есть думает о земном, конечном, но не о духовном, вечном. У героя даже возникает желание на спиритическом сеансе («Жалко, блюдец полно, только не с кем стола вертануть», чтобы спросить за нынешнее насилие и несвободу Рюрика, основателя русского княжества и царства.

«Зоркость этих времён – это зоркость к вещам тупика». Поэт не видит перспективы развития страны, у него ощущение, что она идёт в тупик. Поэтому он не может «по древу умом растекаться», как описанный в «Слове о полку Игореве» древний певец Боян, а «плевком по стене». И пера жар птицы не достать, чуда не произойдёт, а ждать только «топора» - казни – «да зелёного лавра» - посмертной славы.

Таким образом, мы убедились в том, что название «Конец прекрасной эпохи» - эта характеристика советской действительности, авторское восприятие жизни в Стране Советов. Основное настроение героя – мрачное, пессимистическое.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.