Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что такое счастье? (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») (ЕГЭ по литературе)

Все люди стремятся к счастью, но что такое счастье, каждый понимает по-своему. Спросите нескольких человек, и вы получите разные ответы: здоровье, деньги, слава, любовь, семья.

Проблема счастья является центральной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Об этом свидетельствует и название поэмы. Мотив пути является главным в организации сюжета. Семь мужиков, семь временнообязанных – то есть крестьян, освобождённых правительством в 1861 году от крепостной зависимости. Топонимы, то есть названия мест, откуда родом крестьяне, свидетельствуют об их бедственном положении:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Нееелова,

Неурожайка тож.

Многозначительные «географические» названия указывают на то, что вчерашние рабы – в заплатах, в дырявой, ветхой одежде, разутые, голодные – могут мечтать только о материальном достатке. Формула их счастья проста: «покой, богатство, честь». Заспорив на «столбовой дороженьке», «кому живётся весело, вольготно на Руси», они называют кого угодно, только не своего брата крестьянина. Вот они, названные крестьянами, претенденты на звание счастливца: помещик, чиновник, поп, купец, «вельможный боярин», «министр государев», царь. Семеро мужиков решают во что бы то ни было найти ответ на вопрос, из-за которого они рассорились и чуть не подрались. Сказочные мотивы позволяют сделать путешествие героев в глубь России возможным. Птица пеночка за своего птенчика дала мужикам чудесный выкуп – «скатерть самобранную», «заворожила» старую одежду, «чтоб армяки мужицкие носились, не сносилися», «чтоб липовые лапотки служили, не разбилися». И отправились «временнообязанные» на поиски счастья. Сначала они встретили попа, который и вывел мужицкую формулу счастья и тут же доказал, что по этой формуле попу счастья нет. Покоя, понимаемого крестьянами как отсутствие беспокойства, забот и суеты, у попа нет:

В жнитво и сенокос,

В глухую ночь осеннюю,

Зимой, в морозы лютые

И в половодье вешнее

Иди – куда зовут!

А какой же почёт, уважение и всеобщее признание у попа, если о нём слагают «сказки балагурные и песни непристойные и всякую хулу»? Да и богатства у попа нет после того, как «рассеялись помещики по дальней чужеземщине и по Руси родной». А легко ли собирать подаяние с нищих мужиков?

Тут-то впервые и можно задуматься: не бывает счастья в одиночку. Разве может быть счастлив человек, когда вокруг столько людей, обиженных судьбой? И математически точная формула-триада «покой, богатство, честь» рушится, как карточный домик, когда узнают наши правдолюбы не о князе и «графе сиятельном», а о простом мужике Ермиле Гирине.

Всё было у Ермила: и покой, и богатство, и честь. Но принесло ли это ему счастье? Двадцатилетний писарь «Ермило» заслужил уважение крестьян не колдовством, а честностью, правдивостью, бескорыстной помощью людям. Настало время – выбрали Гирина бурмистром «вотчины». На этой должности он заслужил всеобщее уважение:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил.

Но случился с Ермилом грех. Захотел он освободить от рекрутчины своего брата Митрия, а вместо брата отправил в солдаты сына старушки Ненилы Власьевны. С той поры не знал покоя и счастья Гирин, «стал тосковать, печалиться» и даже чуть руки на себя не наложил. И только когда вернули сына Власьевне, не скоро, но успокоился Ермил. История с ывкупом мельницы у купца Алтынникова показывает, что по-прежнему стал пользоваться безграничным доверием народа Гирин. Свои последние гроши отдали на базаре крестьяне Гирину, чтобы заплатить за мельницу. Записывать кредиторов было некогда. Через неделю на той же площади Ермил «рассчитывал народ», и никто лишнего не попросил. История Гирина убеждает в том, что не богатство, а чистая совесть дают человеку покой и счастье.

Вспомним Якима Нагого из деревни Босово. Во время пожара он бросается в избу спасать любимые картиночки, а его жена – иконы. Они совершенно забыли о «богачестве» - целковых, скопленных в течение всей жизни. Сгорел дом – «слились в комок целковики». Картинки да иконы для Якима и его жены оказались дороже денег, хлеб духовный – выше хлеба земного.

«Конец – делу венец», - гласит русская пословица. «Венчает» поэму образ Гриши Добросклонова, сына простого сельского дьячка. В нищете и голоде жила семья Гриши:

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот – и те ушли.

Мать Домна всю жизнь думала о соли.

Благо – хлебушком

Вахлак делился с Домною.

Давно в земле истлели бы

Её родные деточки,

Не будь рука вахлацкая

Щедра, чем бог послал.

Не о богатстве и сытой жизни мечтает Гриша Добросклонов.

Средь мира дольного

Для сердца вольного

Есть два пути.

Один путь – это широкая, торная дорога, по которой идут люди, исполненные страстей и соблазнов. Эти люди враждуют друг с другом «за блага бренные». Гриша избирает «тесную дорогу честную». С 15 лет он твёрдо знал,

Что будет жить для счастья

Убогого и тёмного

Родного уголка.

Я думаю, что здесь, в конце поэмы, и открывается истина: счастье – это соучастие, сочувствие, сострадание, жизнь для других.

Об этом хорошо написал другой русский поэт – Тютчев:

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

Гриша Добросклонов своё счастье и счастье народа не мыслит отдельно:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Человек не может быть счастлив, если рядом с ним кто-то страдает. К такому открытию мы приходим, прочитав поэму до конца.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.