Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (23 глава, часть 3, том 2) (ЕГЭ по литературе)


Рассмотрим, как реализуется художественный метод Толстого в сцене объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем.

Наташа Ростова и князь Андрей познакомились на балу и понравились друг другу. Болконского привлекло в девушке более всего то, что в ней нет ничего светского, пошлого, фальшивого. Её простота, естественность, искренность, поэтичность и душевная чистота произвели на князя Андрея неизгладимое впечатление. Наташе же ни о чём не рассуждала, как только Болконский подошёл к ней и пригласил на танец. Её испуганные и счастливые глаза говорили только одно: «Давно я ждала тебя». Князь Андрей стал бывать в доме Ростовых, и все знали, ради кого он туда ездит. Но вот эти посещения прекратились, и девушка не знала, как объяснить отсутствие князя Андрея.


Возникает вопрос: почему Болконский не предупредил Наташу о том, что поедет к своему отцу в деревню? Он признаётся своему другу Пьеру, что влюблён в Наташу, любит её так, как никогда не любил: «Весь мир разделён для меня на две половины: одна – она и там всё счастье, надежда, свет; другая половина –всё, где её нет, там всё уныние и теснота…» Он думает о своём чувстве, о своём желании жениться, торопится к отцу в деревню, чтобы спросить его разрешения на свадьбу, и совершенно не интересуется тем, что в его отсутствие будет чувствовать юная девушка, будет ли она страдать от неизвестности.

В начале 23 главы Наташа после долгих дней томительного ожидания испытывает разочарование. Внутреннее состояние героини, «диалектика души» передаётся через её поступки: «никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери».

Foxford

Нравственные мучения Наташи усиливаются от чувства тщеславного огорчения. Ей кажется, что все знают о её разочаровании и смеются над ней.

Но Наташа смогла найти силы, чтобы преодолеть своё горе. Вечерняя беседа с матерью, старое платье, «которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам весёлость», прежний образ жизни и прежние занятия вернули героиню к жизни. К ней вернулось «любимое состояние любви к себе и восхищения собой». «Диалектика души» юной Ростовой проявляется в том, что в ней борются два разнонаправленных душевных состояния: чувство восхищения собою и ощущение того, что спокойной она быть не может. Здесь этот метод писатель применяет, давая авторские комментарии переживаниям своей любимой героини.

Именно в этот момент внутренней борьбы Наташи со своим разочарованием появляется Болконский. Она только услышала звуки в передней, чьи-то шаги, но уже знала: это «он». В Наташе поражают более всего её интуиция, тонкая душевная организация, необыкновенная чуткость.

Когда выяснилась причина отсутствия князя Андрея и графиня попросила дочь выйти, Наташа почувствовала сильное волнение. Автор раскрывает внутреннее состояние своей героини через её глаза и внутреннюю речь, прибегая к этому способу как к приёму «диалектики души». Во взгляде Наташи передаётся целая гамма чувств: «она неучтиво, прямо, открытыми глазами на князя Андрея». В этом взгляде можно было прочитать и страх, и «недоумение счастья»: «Сейчас? Сию минуту!.. Нет, это не может быть!» Прежде чем выйти, Наташа «испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея». В этом взгляде и страх перед своей судьбой, и мольба о счастье.

Не менее сложные и противоречивые чувства испытывает и мать Наташи: в ней борются смешанные чувства «отчуждённости и нежности» по отношению к князю Андрею. «Она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для неё человек».

Первая мысль Наташи, когда она вошла в гостиную, была следующая: «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» И мать, и дочь воспринимают князя Андрея как чужого человека, как человека из другого мира, и обе испытывают страх.

Князь Андрей воспитывался в той семье, где преобладало разумно-волевое начало, где не принято было открывать свои чувства. В мире Ростовых преобладает интуитивно-чувственное начало, где открыто выражают свои чувства. Естественно, что при взаимодействии этих двух разных миров может возникнуть непонимание.

В сцене объяснения герои раскрывают свои лучшие нравственные качества. В выражении лица Наташи поражает «серьёзная страстность». На вопрос Андрея, любит ли она его, Наташа отвечает с досадой: «Да, да», Досада юной девушки объясняется просто: словами невозможно выразить того, что она чувствует. В Наташе чувство льётся через край, оно безмерно и захватывает её целиком.

Влюблённые осознают серьёзность и важность того, что с ними происходит. Наташа понимает, что детство кончилось, что на ней лежит ответственность за всякое дело и слово». Чувство любви в душе князя Андрея изменилось: «не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к её женской и детской слабости, был страх перед её преданностью и доверчивостью». Это новое чувство стало серьёзнее и сильнее.

Как Наташа отнеслась к тому, что свадьба отсрочена на год? Она восприняла это как катастрофу, как что-то ужасное и невозможное. Но чуткая девушка увидела в глазах князя Андрея «выражение сострадания и недоумения», остановила слёзы и произнесла: «Нет, нет, я всё сделаю».

Прав ли князь Андрей, подвергая девушку такому тяжёлому для неё испытанию? В Наташе слишком велика жажда жизни и счастья, жажда любви. Ей необходимо любить сейчас, быть всегда рядом с тем, кому она готова посвятить всю свою жизнь. В какой-то момент и князь это понимает. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя», - говорит он Наташе. И в то же время, увидев, какое отчаяние испытывает Наташа, узнав об отсрочке, он не отменяет своего решения: он не понял Наташу до конца, не понял, что она не может жить по расчёту, когда «всё назначено» заранее. Итак, мы убедились, что Л. Н. Толстой – глубокий знаток «тайных движений психологической жизни». Он «с реальностью, ещё небывалой в нашей литературе», изображает человеческую душу, все её движения, все переход человека из одного состояния в другое. Особенно важную роль в раскрытии внутреннего мира человека играют в произведениях Толстого выражение глаз, внутренние монологи и поступки героев. Читая книги этого гениального писателя, мы постигаем сложный мир человеческой души.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 10:27:51
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение